Кто есть фугу, тот глупец, гласит японская пословица. С фугу, ужасной ядовитой рыбой, связаны самые страшные легенды о суши в Стране восходящего солнца: это истории о людях, которые мгновенно умирали, взяв в рот кусочек рыбы, отравленной своим собственным ядом. Но и в Европе, где запрещено использовать рыбу-собаку, страсть к маки и роллам, блюдам национальной японской кухни, привела к появлению первой невинной жертвы, которой стал красный тунец. Самая популярная рыба в Средиземноморье может исчезнуть, поскольку ее поголовье резко сократилось вследствие популярности стиля фьюжн и роста заказов из ресторанов национальной кухни половины стран мира.
Тревогу забил Всемирный фонд дикой природы, опубликовавший "Истинную историю красного тунца", досье на ста страницах, в котором природоохранная организация описывает, как несчастный тунец может оказаться в категории животных на грани уничтожения. Причина кроется в распространении в Европе и Америке японской кухни, которая поместила красного тунца в первую десятку сортов рыбы, наиболее пригодных для суши и сашими. Уровень жира в мясе тунца очень низкий, а вкус позволяет его использовать для приготовления сырых блюд, как те, о которых говорилось выше. Иными словами, тунец вкусный, помимо того что является здоровой пищей, и полностью отвечает требованиям кулинарного искусства Страны восходящего солнца. Поэтому он очень востребован.
Пока популярность суши ограничивалась Японией и, как следствие, спрос на красного тунца был сдержанным, судьба этой рыбы оставалась безоблачной: циклы воспроизводства и роста, обеспечивавшиеся соответствующей политикой в сфере международного рыболовства, позволяли одновременно удовлетворять потребности рынка и природы. Но затем суши-бары обрели популярность в Нью-Йорке и Лондоне, Милане, Париже, по всей Европе. Спрос на тунца возрос неимоверно, так же как и экономические интересы, связанные с его ловлей.
Никакого беспокойства, по меньшей мере, в самом начале не было. Icca, специальная международная комиссия, которой поручено охранять эту породу рыб в Средиземном море и в северо-восточной Атлантике, установила лимит в 32 тысячи тонн в год для этого региона. Для каждой страны определена конкретная квота.
Несмотря на охранные меры, проблемы не замедлили проявиться. Первыми их ощутили рыбаки на Балеарских островах: они не могли выловить столько рыбы, как прежде. И потом: рыба в сетях была очень мелкой. Плохое предзнаменование для экспертов. Возможно, худшее, потому что это значит, что цикл воспроизводства нарушен, и рыба рискует вовсе исчезнуть.
Отсюда и тревога Всемирного фонда дикой природы: квоты, установленные Iccat, виртуальны. В действительности 32 тысячи тонн превратились в 44 тысячи в 2004 году, 45 тысяч - в 2005 и в 50 тысяч - в текущем году, если прогнозы верны. И вот, в результате серии исследований, ученые пришли к следующим выводам. Первое: красный тунец может исчезнуть, как панда. Второе: большая часть рыбы в наших морях вылавливается незаконно. Третье: если это произойдет - то по вине стран, закрывающих глаза на нелегальный вылов тунца. По данным Всемирного фонда, нелегальным выловом рыбы занимаются Ливия, Турция и даже Франция.
"Это очень выгодный бизнес, - поясняет Микеле Кандоти, генеральный секретарь Всемирного фонда дикой природы в Италии. - 18 тысяч тонн продаются на черном рынке. Наблюдается массовое уклонение от налогов, несмотря на то, что Европейский союз инвестирует в этот сектор до 30 миллионов евро. Мы требуем от Евросоюза прекратить ловлю красного тунца до ближайшего ноября, когда соберется Комиссия ЕС, и исключить из календаря рыбной ловли май и июнь, которые совпадают с периодом максимального воспроизводства".