Осуждение обещает быть твердым и последует достаточно быстро. Но санкций не будет: Россия и Китай, поставляющие Северной Корее нефть и продовольствие, этого не хотят. Видимо, Ким Чен Ир, пхеньянский коммунистический президент, предвидел, что реакция будет сдержанной, когда отдавал приказ произвести во вторник и среду запуск шести ракет средней дальности Rodong и Nodong и ракеты дальнего радиуса действия Taepdong-2, которая через 43 секунды взорвалась в воздухе. В среду 15 членов Совета Безопасности, собравшиеся по инициативе встревоженной Японии, на протяжении двух часов вели дискуссии за закрытыми дверями, после чего поручили своим экспертам составить текст осуждающей резолюции.
Но все поняли: этот опасный северокорейский фейерверк был адресован не ООН, а Джорджу Бушу. Первая из шести ракет, стоявших на площадках уже несколько недель, была выпущена через несколько минут после запоздалого старта челнока Discovery (не иначе как Ким Чен Ир смотрел передачи CNN с телефоном под рукой). К тому же в США это был день национального праздника, а американский президент уже готовился задувать свечи по случаю своего 60-летия. Мог ли лидер Пхеньяна, пытающийся на всех наводить страх, упустить такой случай?
Возникает вопрос: кого считать бумажным тигром? Корейский коммунистический режим, отвечает сенатор-демократ Джозеф Байден, претендент на пост президента и заместитель руководителя сенатского комитета по внешней политике. "Наивный ребенок" Ким, говорит он, "в ближайшее время не сможет причинить ни малейшего зла США или Японии". Это один взгляд на ситуацию. Его отнюдь не разделяет демократическая The New York Times: администрация Буша заранее предупредила, что запуск ракеты или ракет не останется без последствий. И если наказания не последует, Америка окажется в положении тигра без когтей, утверждает газета в редакционной статье.
ООН не будет вводить санкции, а Япония, которая об этом знала, уже решила, как ответит она: в ее порты не смогут заходить северокорейские суда, не исключено замораживание денег, которые перечисляют своим семьям граждане Северной Кореи, живущие в Японии. Что еще могут сделать США? Они уже блокировали денежные вклады Пхеньяна, которые тому кое-как удалось сколотить (благодаря продаже военных технологий и контрафактных товаров) в дружественных банках. Именно поэтому посланцы Ким Чен Ира покинули стол переговоров.
Но, в принципе, Белый дом повторяет, что он будет придерживаться дипломатического пути решения кризиса и действовать в составе "клуба шести", чтобы убедить коммунистов возобновить переговоры. Эта умеренность объясняется неудачным запуском Taepodong-2, показавшим, что Северная Корея пока не представляет реальной угрозы. Для всех было бы лучше, если бы ракета не улетела даже в восточном направлении. Многие "ястребы" требовали, чтобы в этом случае была приведена в действие противоракетная система, установленная на Аляске, пусть и недостаточно отлаженная. Это рискованно: пять из десяти последних учебных запусков ракет-перехватчиков были неудачными. Промах по Taepodong-2 стал бы катастрофой.
То, что и в этом кризисе, как и в противостоянии с Ираном, США решили действовать дипломатическими методами, лишний раз доказывает, что у страны нет выбора. Ирак парализует ее, а американский президент, кто бы ни был на этом посту - Джордж Буш или его преемник - будет вынужден лишь пытаться "склеивать разбитые горшки" в отношениях с другими государствами и враждебно настроенной общественностью. Ким Чен Ир об этом знает.