Северокорейские ракетные испытания способствуют дальнейшей изоляции страны и продлевают жизнь режиму
В День независимости США в начале июля, далекий от идеи свободы и независимости режим в Северной Корее организовал свой собственный фейерверк. В сторону Японии и США было запущено по меньшей мере семь ракет - такой вклад внес Пхеньян в дестабилизацию и милитаризацию Восточной Азии и всех соседей по Тихоокеанскому региону. Большое число ракет, а также политическая подоплека прошедших пусков дают повод предполагать, что режим диктатуры во главе с Ким Чен Иром стремится к ультимативному вызову. Но с какой целью?
Демонстрация силы носила агрессивный и спесивый характер. Больше ничего. Поскольку масштабные учения такого рода лишены смысла - как военного, так и с точки зрения науки. Аналогично с фейерверками в американских городах, привлекающими внимание публики, сереверокорейское руководство рассчитывало на "ахи" и "охи" зрителей. Как и ожидалось, в последнем случае публика не взорвалась бурными аплодисментами, а наоборот, повсеместно - от Пекина через Москву и до Нью-Йорка - впала в мрачное настроение.
Дело в том, что 5 июля Пхеньян не только нарушил мораторий на проведение учений, условия которого до этого добровольно исполнял. Послание, которое было заключено в пуске ракет, намного шире, и его стоит понимать так: мы сами определяем условия взаимодействия с нами. Мы не позволим дурачить себя во время переговоров между пятью нашими соседями или втягивать себя в особые экономические зоны с "братьями" из Южной Кореи. Но, прежде всего, нам не по душе, что Китай с долларовыми банкнотами перед глазами пренебрегает нашими интересами.
За последние месяцы мир не был обходителен с Северной Кореей. К этому не было повода. США использовали хорошо проверенные средства для борьбы с потоком фальшивых долларов из страны; иссяк один из самых важных источников дохода диктатуры. Китай постепенно утрачивает интерес к своей роли державы-заступницы. Пекин должен беспокоиться об обеспечении себя сырьевыми ресурсами, кроме этого, Китай как мировая держава становится все ответственнее. В Японии процветает национализм, который способствует тому, что в стране подумывают о возврате к былой военной мощи.
Северная Корея запуском ракет только укрепила все эти тенденции - а вместе с ними и свою изоляцию. Китай чувствует себя одураченным после старта, поскольку стало очевидным, что его влияние на режим ничтожно мало. Шестисторонние переговоры под патронажем Пекина обречены на провал.
В Южной Корее политика, проводимая президентом Но Му Хеном и направленая на сближение с северным соседом, подвергается острой критике. Внутрикорейское сближение вызывает недовольства в США и проводится в одностороннем порядке из Сеула. После недавних событий оно и вовсе может быть прекращено. В следующем году пост президента может занять политик, который будет способствовать замораживанию отношений.
Выборы пройдут и в Японии. Уже в сентябре. Там потребность в защите и устрашении станет главным пунктом в повестке публичных дебатов. Ракетный щит, а может быть, даже собственное ядерное оружие - ничто теперь не под запретом.
В отличие от Ирана, у Северной Кореи нет ни нефти, ни влияния на другие народы или религиозные группы. Северная Корея находится в изоляции. Никто не поддерживает режим, никто не заинтересован в его стабильности. Даже Китай признает, что стратегическое влияние на Корейский полуостров достанется ему автоматически, если обе Кореи объединятся и законы рынка и добрососедства будут определять их отношения. Единственное условие: развал не может пройти бесконтрольно, Китай не будет терпеть хаоса у своих границ. Проиграть могут только США, чье влияние на Южную Корею постепенно уменьшается.
Демонстрация ракет служила в итоге одной лишь цели: режим в Северной Кореи упрочил свою изоляцию и способствовал еще большей дестабилизации положения в регионе. Демонстрация силы свидетельствует также и о том, что режим всеми силами стремится отодвинуть свой неминуемый крах.