Бюрократический хаос стал преградой на пути импорта вина и других алкогольных напитков - импортеры и владельцы ресторанов терпят убытки
"Что, я должен выливать коньяк и кальвадос, рюмка которых стоит до 300 евро? Я должен подавать гостям вместо вина воду?" - разочарованно вопрошает Игорь Бухаров, совладелец элитного московского ресторана "Ностальджи". Президент российской Ассоциации рестораторов и отельеров с 1 июля лишен права предлагать своим гостям то, без чего немыслима хорошая еда - хорошие напитки.
В картах вин самых дорогих московских ресторанов рядом с названиями "бордо", "бургундское" и "бароло" от руки приписано "нет". Рестораны, если они не хотят нарушать законы, должны освободить свои винные погреба и вернуть бутылки продавцу-оптовику. Не лучше обстоят дела и у супермаркетов, где на полках, на которых еще недавно стояли текила, виски, ром или вино, выставлены плюшевые медвежата и минеральная вода.
Причиной засухи, которая особенно болезненна для русского народа, признанного лидера в области потребления спиртных напитков, и которая угрожает существованию тысяч рабочих мест, является результатом непродуманных действий правительства. Оно предписало, чтобы с 1 июля в России в продажу поступали лишь бутылки с новыми акцизными марками. Бутылки со старыми марками следует вернуть изготовителям или оптовикам, чтобы там их переклеили.
Проблема заключается в том, что новых акцизных марок с высокой степенью защиты от подделки катастрофически недостаточно. Их не хватает даже для отечественного производства, не говоря уж об импортном товаре. Как утверждают специалисты, из-за этого в продажу нельзя пустить 97% импортированного алкоголя.
Кремль регулярно сеет панику на рынке алкогольных напитков. В начале года водочные заводы в России простояли целых шесть недель. Тогда тоже не хватало акцизных марок. Затем весной был остановлен импорт молдавских и грузинских вин - лидеров рынка - очевидно, по политическим причинам.
Продавцы рассказывают о разочарованных женихах и невестах, которым они не могут продать к свадьбе хотя бы ящик приличного вина. Денис Бутов из агентства по организации торжеств Good Times рассказывает: "Мы организуем праздничные мероприятия, на которых кроме плохого вина пить нечего".
В прошлом году президент Владимир Путин предложил принять закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Целью документа является усиление контроля на рынке алкогольной продукции и подготовка к введению государственной монополии на производство спирта и водки. Путин обосновал законодательную инициативу тем, что фальсифицированный спирт, от которого каждый год умирает 40 тысяч россиян, должен быть вытеснен с рынка.
Согласно данному закону, каждая бутылка должна иметь марку, на которой собрана информация о производителе, составе и крепости. Эти данные через интернет должны поступать на центральный компьютер ФСБ. Однако система, разработанная российской оборонной промышленностью, не функционирует. Разведка вот уже несколько месяцев трудится над устранением проблем в программном обеспечении.
Марк Кауфман, владелец крупнейшей в России компании - импортера спиртных напитков Whitehall, оценивает убытки импортеров в 30 млн евро. Убытки казны - в 180 млн. Налоги и пошлины на алкогольные напитки в России составляют около 5 млрд евро в год. В 2005 году в Россию были ввезены алкогольные напитки приблизительно на сумму в 1,4 млрд евро. Доля импортных вин на российском рынке составляет 66%. Вадим Дробис из Союза участников алкогольного рынка считает, что отрасль целиком оказалась в заложниках у российских чиновников. "Если запрет на ввоз импортного алкоголя сохранится, обанкротиться может каждый второй из 126 импортеров".