В тени России лидер Грузии Михаил Саакашвили модернизирует экономику и юстицию. Опасения по поводу нарушения прав и свобод
Президент Грузии Михаил Саакашвили стоял на высоте 200 футов над Тбилиси и показывал любимые проекты с обзорной башни, недавно купленной во Франции.
Вдоль реки, сказал он, скоро расчистят площадку для строительства его любимого детища, балетного центра. У подножия башни запланирован торговый комплекс и парк, за проект стоимостью 250 млн долларов борются архитекторы из Японии, Британии и Дании. Только что Hyatt и Hilton согласились построить отели. Новая академическая клиника откроется осенью.
Повсюду видны средневековые церкви и здания, которые он приказал осветить, чтобы оживить город, где до недавнего времени электроэнергию подавали нерегулярно. "Это угнетало, - сказал он. - Может быть, мы теперь перебарщиваем. Мы включаем свет повсюду".
Так называемые "цветные революции" на Украине и в Киргизии погрязли в политических распрях. Но произошедшая три года назад "революция роз" в Грузии начала приносить радикальные перемены, за которыми стоит 38-летний президент.
Саакашвили пытается быстро трансформировать грузинскую экономику. Его цель - покончить с вековым российским господством и установить связи с Западом. Коррупция пошла на спад, налоговые поступления как минимум удвоились по сравнению с 2003 годом, отчасти благодаря единой налоговой ставке, и помогают оплачивать многочисленные проекты. В первом квартале валовой внутренний продукт вырос на 8,5%. Недавно Саакашвили пригласил Марта Лаара, бывшего премьер-министра Эстонии, который провел наиболее радикальные в Восточной Европе рыночные реформы, на должность советника правительства.
Перед Саакашвили огромные проблемы. Грузия находится в центре нестабильного региона и граничит с Россией и Ираном. Если он преуспеет, Запад выиграет.
Новые трубопроводы, идущие через Грузию, вступят в строй в этом году и откроют Западу доступ к каспийским нефти и газу. Она является также ключевым пунктом программы администрации Буша по продвижению демократии на территории бывшего СССР.
Но методы Саакашвили вызывают опасения у правозащитных организаций и некоторых западных правительств. Американская НПО Freedom House в ежегодном докладе отметила, что независимость юстиции и свобода СМИ в Грузии идут на спад. Бывшие союзники Саакашвили присоединились к политической оппозиции, утверждая, что Саакашвили не советуется с парламентом и сконцентрировал в своих руках слишком много власти.
Президент оспаривает выводы судов и СМИ и отмечает, что в октябре в Грузии впервые пройдут свободные местные выборы. Но он не сомневается в правильности своей тактики. "Если бы мы советовались, как в нормальных странах, мы бы не достигли того, чего достигли", - заявил он. Примерами для подражания он называет Кемаля Ататюрка из Турции и Иосифа Броз Тито из Югославии, авторитарных строителей государства. Нынешним западным лидерам, отметил он, не пришлось строить свои страны с нуля.
Грузия рискует стать камнем преткновения в отношениях Запада и Москвы, становящихся все более сложными. Штат американского посольства составляет здесь 650 человек, осуществляющих одни из крупнейших в мире гуманитарных программ. Россия считает усилия США по энергетической безопасности и демократии в Грузии игрой мускулами на своих окраинах и подрывом интересов России как главного поставщика энергии в регионе.
Российские войска защищают два сепаратистских анклава в Грузии. Саакашвили хочет, чтобы западные лидеры оказали на Россию давление на предстоящем саммите G8 в Петербурге. Франция и Германия блокируют переговоры о вступлении Грузии в НАТО, прежде всего из-за опасений по поводу отношений с Россией.
Роль Грузии в энергетическом транзите будет расти. Новый трубопровод от Каспия начал наполняться и скоро начнет транспортировать на мировой рынок миллион баррелей в день. Он идет в Турцию в обход России и Ближнего Востока, начнет действовать в сентябре, и европейский консорциум планирует к 2011 году дотянуть его до Западной Европы. Саакашвили мечтает и о газопроводе из Центральной Азии в Польшу, который пройдет через Грузию, по дну Черного моря и через Украину. Он тоже пойдет в обход России, ослабив ее контроль над поставками центральноазиатского газа на Украину и Запад.
Саакашвили говорит об этих проектах, о политическом и экономическом давлении со стороны России и недавней гражданской войне в Грузии как основаниях для быстрых перемен. Если перемены не будут быстрыми, их не будет вообще. "Мы пытаемся обогнать время", - говорит он.
Газета рассказывает, что Саакашвили, по его словам, детально изучил ошибки, совершенные лидерами бывшего коммунистического блока при переходе к рыночной экономике после падения Берлинской стены в 1989 году. Общей проблемой, говорит он, была неспособность быстро провести реформы, отчасти из-за того, что их блокировали парламенты.
Другая ошибка, считает он, это сохранение спецслужб в прежнем виде. Сербский лидер Зоран Джинджич поступил так после свержения Слободана Милошевича в 2000 году. Меньше чем через три года Джинджича убили. "Мы учимся на ошибках Джинджича", - сказал Саакашвили.
Одним из первых шагов Саакашвили у власти была модернизация коррумпированной и ненавистной дорожной полиции. Он уволил половину из 30 тыс. сотрудников, остальным повысил оклады в 10 раз и слил службу с остальной полицией. Сегодня это решение хвалят даже его противники. Затем он устроил чистку на таможне. Потом уменьшил размеры КГБ и подчинил его МВД, чтобы создать департамент, аналогичный ФБР.
В армии были уволены 34 из 35 генералов. Теперь армия совсем не похожа на ту, что была несколько лет назад. На новой военной базе в Западной Грузии, построенной по стандартам НАТО, живут 3 тыс. военнослужащих. Солдаты смотрят телевизоры с плоскими экранами в кафетерии с кондиционером.
Во время поездки в Монако Саакашвили обратил внимание, что блочные жилые дома расцвечены балконными панелями из цветного стекла. Здания, вспоминает он, "были такими же безобразными, как у нас, но почему мы не могли сделать цветные балконы?" Сегодня яркие цвета видны на домах советского времени по всей Грузии.
В полиции сменили форму и патрульные машины, которые маркировали английскими буквами. Непопулярные технические училища переименовали в "американские школы": по мнению Саакашвили, у грузин английский язык ассоциируется с качеством и честностью. Новой клиникой в Тбилиси будут руководить врачи, побывавшие на стажировке на Западе и в России. Учебные программы и экзамены раньше были на русском языке, а теперь будут на английском.
Однако, пишет газета, тактика Саакашвили наделала ему врагов среди правозащитников и демократических активистов, его прежних сторонников. В январе сотрудники спецслужб отвезли банкира Сандро Гиргулиани и его друга на кладбище и жестоко избили. Они только что вышли из кафе, где Гиргулиани оскорбил начальника службы безопасности. Утром Гиргулиани нашли мертвым в канаве, куда он упал. Его друг выжил. Четыре человека признались в избиении и сейчас находятся под судом. Но их заявления о том, что они действовали по своей инициативе, не развеяли в обществе подозрения о причастности начальника спецслужб.
Во время мартовского бунта в тюрьме застрелили семерых заключенных; Саакашвили говорит, что он сожалеет о случившемся, но это было необходимо, чтобы предотвратить побег тысяч заключенных. Правительство уволило нескольких судей, заподозренных в коррупции, спровоцировав обвинения в политическом вмешательстве в работу судебной системы. Саакашвили ввел в обиход сделку с правосудием, позволяющую чиновникам и бизнесменам, обвиняемым в коррупции, вернуть деньги государству и не сидеть в тюрьме. Некоторые бизнесмены называют эту процедуру произволом.
The Wall Street Journal цитирует Саакашвили, заявившего: "Мы начали увольнять судей, и нас стали обвинять в политическом давлении. Это вздор". Судей увольняют за коррупцию и некомпетентность, говорит он.
Грузинское правительство создало комитет по развитию и выступает с предложениями о быстром реформировании судебной и пенитенциарной системы. Саакашвили говорит, что просил Европейский союз предоставить Грузии 100 скандинавских судей, которые работали с получившими советское образование грузинскими коллегами, помогая изменить их правовую культуру. "Они сказали, что рассмотрят мою просьбу, но, как всегда, рассматривают слишком долго", - говорит он.
Саакашвили, рассказывает газета, недавно открыл в Тбилиси Музей советской оккупации, посвященный репрессиям после вторжения в Грузию Красной армии в 1921 году. "Это странно, - говорит Саакашвили. - Россия воспринимает нас как передний край войны со всемирным заговором ЦРУ и Запада, направленным против ее величия".