Как заявил в интервью испанской El País директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, "в результате войны в Грузии отношения между США и Россией скатились на уровень, существовавший до того, как Михаил Горбачев начал "перестройку" в СССР". "Война в общепринятом смысле слова стала восприниматься как нечто возможное, и не только между Грузией и Россией, но и между Россией и США", - сказал он в беседе с корреспондентом Пилар Бонет.
В нормальное русло отношения вернулись благодаря нескольким факторам, среди которых - избрание Обамы и экономический кризис. "Еще до того, как нажали кнопку перезагрузки, как по волшебству исчезли проблемы, чуть не приведшие к столкновению", - сказал Тренин. "Обама дистанцировался от позиций, вызывающих беспокойство Москвы, но не дал никаких гарантий, что США не вернутся на них", - отметил директор Центра Карнеги.
Внешнеполитическим приоритетом для Обамы является не Россия, а Ближний и Средний Восток, подчеркнул Тренин. Москва может помочь США в Афганистане или Иране, но если дипломатическим путем не удастся избежать превращения Ирана в ядерную державу, "то США либо сами, либо посредством Израиля нападут на Иран, что приведет к ухудшению отношений с Кремлем".
Тренин придает большое значение идее "нового режима безопасности без ядерного оружия", выдвинутой Обамой. Продолжение политики ядерного сдерживания таит в себе опасности, считает Дмитрий Тренин. "Надо искать путь перехода к более цивилизованной модели. Обе страны продолжат конкурировать, но надо, чтобы эта конкуренция исключала применение военной силы", - сказал он.
Новое соглашение по СНВ, с его точки зрения, "улучшит атмосферу, но не даст ничего нового, так как оставит отношения в той же парадигме, а главная цель его - избежать критики со стороны остальных стран". В первую очередь, считает Тренин, следует консолидировать усилия вокруг иранской ядерной программы.
В 2003-2004 годах Москва отказалась от идеи "интеграции" с Западом и заменила ее такими ценностями, как "национализм и патриотизм", и "традиционной концепцией России как великой державы и независимого центра силы". "Россия ничего не хочет. Ей надо, чтобы США ушли с нашего двора, чтобы она могла чувствовать себя спокойно, потому что она боится ощущения осады, а также потому, что Вашингтон стремится сменить режим в России с помощью инструмента под названием демократия", - сказал в заключение Тренин.