Сегодня начинается визит президента Обамы в Москву, сообщает читателям La Repubblica Сандро Виола. 80% россиян и большинство иностранных обозревателей полагают, что рычаги власти в стране находятся в руках премьера Путина, а не президента Медведева, пишет автор статьи. Но, несмотря на это, президент США накануне приезда в Москву заявил, что его собеседником будет именно Медведев, а не Путин, "который до сих пор одной ногой стоит в холодной войне".
На следующий день после избрания президентом США Барак Обама выступил с заявлениями, демонстрирующими намерение восстановить отношения с Кремлем. Но действительно ли США могут заключить ряд важных договоров с Россией - которую все, и не случайно, называют "Россией Владимира Путина"? Действительно ли между двумя странами, помимо Договора о сокращении наступательных ядерных вооружений, существуют другие сферы общих интересов и сотрудничества?
В Москве эксперты по внешней политике сильно в этом сомневаются, пишет автор статьи. Да, недавно Россия и НАТО вновь пошли на сближение, что теоретически может стать прелюдией к двустороннему сближению. Но, если более внимательно взглянуть, каким образом были "подлечены" отношения между Россией и Североатлантическим альянсом, можно увидеть, что Запад пошел на многочисленные, быть может, чрезмерные уступки: Москва так и не заплатила никакую политическую цену за войну в Грузии. Америка и Европа проглотили - под внимательными взглядами Китая - изменения в геополитической ситуации, произошедшие после пробы сил московского режима на Кавказе. И подобная податливость может лишь усилить российские претензии на зону влияния, в которую входят бывшие советские республики.
Где и когда Соединенные Штаты могут получить российскую помощь, чтобы решить различные сложные проблемы, пока большой вопрос. Взять хотя бы иранское ядерное досье. На протяжении последних двух лет России удавалось ограничивать и ослаблять санкции СБ ООН в отношении Ирана. Можно ли поверить в то, что Путин вдруг решит встать на сторону Запада и помочь США решить иранскую проблему?
По словам бывшего советника, а теперь противника Путина Андрея Илларионова, думать, что российский режим хочет устранить препятствия на пути американской внешней политики, значит не понимать, что представляет собой Россия сегодня. Система, созданная Путиным и его сторонниками, основывается на сильном, безудержном антиамериканизме. Суть режима заключается в поддержании болезненного чувства поражения в холодной войне и подогревании антагонизмов, существовавших между США и СССР на протяжении полувека, полагает Илларионов.
И если бы российский режим состоял только из ярых националистов, как Путин и другие выходцы из КГБ, которые его окружают, то следовало бы сделать вывод, что визит Обамы не в состоянии повлиять на положение вещей. Но в российском правительстве есть менее идеологизированные люди (прежде всего, экономисты), к числу которых относится, вероятно, и Медведев. Они понимают, что лишь сотрудничество с Западом может помочь выйти из нынешнего состояния и создать современную страну, в которой, по крайней мере, продолжительность жизни превышала бы нынешние 63 года. "Нам пока неизвестно, каким весом обладает эта группа внутри режима. Но именно она, если это однажды случится, трансформирует в лучшую сторону отношения России и Запада", - пишет в заключение автор статьи.