Роскошь. Торжественность. Экстравагантность. Соедините Фламандское Барокко с Екатериной Великой и, конечно же, вы получите ослепительный коктейль. Выставка "Рубенс и его эпоха: Сокровища русского Эрмитажа" (только в Художественной галерее Онтарио в Торонто) особенно желанна в наше время политкорректности и аскетичного минимализма. Галерея, как будто бы желая сказать, что порой не стоит сдерживать себя в удовольствиях, устроила пышную экспозицию с театральным, экзотическим входом из красного плюша, массивной, высокомерной позолоченной мебелью и гигантскими подсвечниками, глядя на которые сразу же чувствуешь, что за выставка ждет тебя наверху.
Рубенс, лидер фламандцев, любил женщин пышных, мужчин мужественных и банкеты обильные. Его современник Ван Дейк, один из величайших европейских портретистов, склонялся к изящному и мерцающим шелкам. Их соотечественник Йорданс отличался крепкой ясностью, а Тенирс предпочитал сатиру. Фейт и Снейдерс специализировались по спелым фруктам и роскошным цветам. Все это целиком и полностью устраивало Екатерину Великую, и она скупала их работы десятками. Как объясняет директор галереи Мэттью Тейтельбаум, "Рубенс полностью соответствовал ее вкусам и ее целям. Он воспевал отношения искусства и государства; искусства и гражданской жизни, искусства и престижа. И она тоже стремилась к этому". Коллекционирование для Екатерины было не праздным времяпрепровождением, а важной частью российской политики. Она хотела продемонстрировать богатство, процветание и просвещенную европейскую утонченность этой "новой" страны и ее императрицы, правящей огромной территорией от Польши до Сибири.
В семнадцатом веке Фландрия (нынешняя Бельгия) переживала расцвет. Стиль жизни дворянства всегда был показным, а теперь и набирающие активность торговцы начали стараться продемонстрировать свое богатство. Рубенс был не просто гением с кистью в руке; он был ловким бизнесменом. Он давал своим клиентам то, что им было нужно. "Здесь мы видим жизнь; здесь мы видим силу", - писал один обозреватель.
Рубенс умер в Антверпене в 1640 г. Правление Екатерины началось в 1762 г. с дворцового переворота (ее муж отрекся от престола и через несколько дней был найден мертвым). Через два года она купила 225 картин, преимущественно голландских и фламандских.
В течение последующих двух десятилетий она продолжала с огромной скоростью собирать картины, заказывала их, покупала на аукционах, приобретала целыми коллекциями. В 1769 г. она приобрела 600 работ у Графа фон Брюля, а 1772 г. произвела сенсацию, купив всю коллецию Кроза, состоявшую из 400 картин. Сэр Роберт Уолпол пополнил сокровищницу Екатерины монументальными картиными Рубенса и Ван Дейка. Надо было куда-то поместить 2000 холстов, и Екатерина построила знаменитый Эрмитаж. Так императрица заложила основы одной из самых знаменитых художественных коллекций, состоящей из 4000 произведений. Картины Рубенса - ее главная драгоченность.
Выставка пользуется этой силой. Из Эрмитажа взяты в аренду 150 произведений, в том числе шедевры Рубенса и Ван Дейка.
Канадские друзья Эрмитажа финансировали реставрационные работы в Санкт-Петербурге. Все авторы каталога - россияне. На выставке представлено несколько картин, не покидавших территорию России 200 лет.
Рубенс занимался самыми разными темами. Религиозные и исторические картины, пейзажи, портреты. Все это представлено здесь, полностью подтверждая его заявление: "Мой талант таков, что нет такого предприятия, каким бы огромным по размерам и разнообразным по теме оно ни было, которое может отпугнуть меня".
Его энциклопедические познания в области древней истории позволяли ему создавать аллегории огромной силы (такие, как памятный "Союз Земли и Воды" 1618 г.), но никакие интеллектуальные изобретения не имели бы такого эффекта без его мастерского обращения с цветом, гениальной композиции, свободы мазка и фантазии, позволявшей смешивать мощные линии с чарующими, мягкими тонами нарративов крайней сложности. Тела изгибаются и изворачиваются; идеальная вырисованная мускулатура передает вес и баланс. Крепкие пастухи веселятся с сексапильными пышными женщинами; пасторальные пейзажи спокойно лежат под вечерней радугой; триумфальные арки рассказывают о былых победах; драматичные картины с изображением Рождества Христова свидетельствуют о убежденной религиозности.
У Рубенса была большая студия с помощниками и учениками, он сотрудничал с ведущими художниками, в том числе Снейдерсом (мастер рисовать животных) и Жаном Брейгелем, талант которого проявлялся в натюрмортах. Это было обычным делом для успешных художников. Сотрудничество увеличивало производительность и позволяло специализироваться в различных сферах, таких как драпировка, пейзаж, фрукты или цветы.
Рубенс свободно говорил на пяти языках, был дипломатом и убежденным католиком. Рынок его заказов распростерся по территории Италии, Испании, Франции и Англии. То же самое можно сказать и о Ван Дейке, его изумительные портреты молодых мисс Уортон, 1640 г., и величественного Графа Дерби, представленные на выставке в числе других, демонстрируют его приводящую в трепет способность выхватывать личность и внешность.
Менее значимые работы и предметы декоративного искусства организаторы собрали в "Комнатке древностей". Такие кунсткамеры и вундеркамеры были популярны во всей Европе. В этой "комнате чудес" собраны потрясающие серебряные блюда, стекло, слоновая кость, позолоченные кувшины, камеи (принадлежавшие Рубенсу и купленные Екатериной), подвески с драгоценными камнями и странным жемчугом в виде лебедей и русалок. Может быть, эпоха барокко получила свое название от этих блестящих, "причудливых" ("barrocco") жемчугов.
Золотой век Фламандского Барокко - характерный пример того времени, когда наблюдение считалось видом деятельности, способным творить чудеса. Жаль, что это время прошло.