Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 июня 2003 г.

Франк Краузе | Stuttgarter Nachrichten

Иберлинген ? год спустя: воспоминания диспетчеров о катастрофе не потускнели

Однако на вопрос о том, кто виноват, по-прежнему нет ответа, а пропасть между диспетчерской службой Швейцарии Skyguide и родственниками погибших углубляется.

Скоро исполнится год с момента катастрофы самолета над Иберлингеном. Родственники погибших пребывают в печали, правительства ведут бои вокруг возмещения ущерба. Но каково настроение диспетчеров из Skyguide? Взгляд за кулисы.

Маленькие зеленые точки скользят по экрану. Слева направо, снизу вверх ? и наоборот. То, что смотрится как всполошенный муравейник, на самом деле ? самолеты в небе над Швейцарией. Будни диспетчеров из Skyguide. "В данный момент все относительно спокойно", - говорит один от них. Так же, как было той ночью с 1 на 2 июля 2002 года. Но об этом здесь никто не хочет говорить.

Иберлинген, катастрофа, вопрос, кто виноват. Диспетчеры из Skyguide плакали, говорили об этом или молчали, но все сделали выводы из случившегося. "Теперь, в годовщину катастрофы, перед глазами наших людей вновь встают картины происшедшего, и к ним возвращаются воспоминания", - говорит Ален Россир, глава государственной службы безопасности полетов. Из маленького кабинета на седьмом этаже центрального офиса ему видно, как самолеты взлетают и садятся в аэропорту Цюриха. Все идет своим чередом, но все же что-то изменилось, стало не так, как прежде. "Тогда случилось то, чего не должно было произойти в принципе", - замечает Россир и смотрит вдаль, погруженный в свои мысли.

Он вспоминает о том теплом летнем вечере, который принес смерть 71 человеку. На высоте в 11 км над Боденским озером столкнулись русский "Ту" из Башкирии и "Боинг" фирмы DHL. Обломки самолетов упали недалеко от Иберлингена. Все еще нет ответа на вопрос, кто виноват. Федеральный орган по расследованию авиационных катастроф (BFU) в Брауншвейге представит окончательные выводы только в конце сентября. Но уже сейчас можно предвидеть, что подозрение в виновности одного лишь диспетчера, который в тот момент отвечал за воздушное пространство над Южной Германией, не подтвердилось. "Это было стечением неблагоприятных обстоятельств", - говорят эксперты.

Это, хоть и выглядит оправданием, не поднимает настроение в Skyguide. 1400 человек работает в диспетчерских службах Женевы и Цюриха. Диспетчер, дежуривший в ту ночь, датчанин, все еще не может вернуться к своей работе. Его место в диспетчерской, конечно, не пустует. Молодой мужчина в серой рубахе, мокрой от пота, следит за зелеными точками на экране, дает указания пилотам, каким курсом они должны следовать. Время от времени он делает глоток воды. Вопрос на тему Иберлингена? "Пожалуйста, не надо", - говорит пресс-секретарь Skyguide Патрик Херр. Нет никаких сомнений: здешние сотрудники уже натерпелись во время предварительного расследования.

При этом голова у них должна быть занята работой, о которой Россир говорит: "Мои люди постоянно находятся одной ногой в тюрьме". Давление возрастает. Уже несколько месяцев Германия и Швейцария спорят, когда и по какому маршруту самолеты из Южной Германии должны лететь в Цюрих. "Вся дискуссия зиждется не на разуме, а на эмоциях", - считает Россир. В его словах звучит предупреждение. Приближается день, когда диспетчеры должны будут принимать во внимание столько факторов, что от этого будет страдать безопасность полетов. И теперь приходится делать немало - в течение суток в Цюрихе производится 750 взлетов и посадок.

И еще: воздушное пространство Швейцарии занимает третье место в Европе по плотности полетов после Лондона и Франкфурта. Здесь пересекаются международные авиалинии, идущие в восточно-западном и южно-северном направлениях. Skyguide отвечает за воздушное пространство от Кемптена до Эльзаса, от города Донауэшинген до Лугано. Соответственно, в 2002 году статистика засвидетельствовала, что в сутки приходилось по 5300 раз изменять направление движения воздушных судов. Безотлагательно необходимо увеличивать количество авиадиспетчеров, притом что в Европе в целом их должно быть на 1500 больше, чем сейчас. Но получение соответствующего образования занимает три с половиной года.

Стала ли нехватка персонала причиной катастрофы? "Ни в коем случае", - утверждает Россир. Тогда в чем же дело? Ясно одно: тем вечером в диспетчерском центре Цюриха шел ремонт техники, количество телефонных линий было ограничено. Как известно, сотрудники службы безопасности полетов в Карлсруэ предвидели беду, однако не смогли связаться с Цюрихом. Ясно также, что пилот башкирского самолета не последовал указаниям автоматической системы предупреждения столкновений в воздухе TCAS, которая предписывала ему набирать высоту. Он последовал приказу авиадиспетчера, который, бросив взгляд на экран, велел ему снижаться, не подумав о том, что автоматика в самолете выдала прямо противоположную рекомендацию.

Трагедия или судьба? Уже давно специалисты требуют введения обязательных международных правил движения в небе. Пока еще их не существует. Вероятно, они будут приняты в 2005 году, если число служб безопасности полетов в Европе сократится с нынешних 40 с лишним до 15-20. Служба безопасности полетов Skyguide, которая с 1984 года наблюдает за воздушным пространством Южной Германии и которая в 2002 году получила прибыль в размере 4,2 млн швейцарских франков, хочет работать и дальше. Она извлекла урок из катастрофы: состав ночной смены был увеличен с двух до трех диспетчеров, у диспетчеров теперь имеется сотовый телефон со всеми номерами иностранных служб безопасности полетов, был изменен график ремонтных работ.

Но погибших этим не вернешь. Ален Россир хотел бы "повернуть время вспять" ? до 21:35:32 1 июля. Невозможно. Итак, близится годовщина. Skyguide собирается устроить в Цюрихе день поминовения. Будут привлечены психологи, которые помогут сотрудникам. Также хотелось бы наладить диалог с родственниками 69 российских жертв. Но до сих пор все подобные попытки терпели неудачу. "Там против нас создан целый фронт", - сожалеет Россир. Его слова относятся к адвокатам и их притязаниям, связанным с возмещением ущерба.

Насколько велика озлобленность, свидетельствует следующий пример: Skyguide недавно пригласила в Цюрих российского архитектора. Он в память о трагедии должен был возвести в аэропорту мемориал. Проект был уже готов, как вдруг последовало резкое возражение со стороны башкирского правительства. В обосновании говорилось, что Башкирия не хочет иметь "никаких дел со Швейцарией".

Источник: Stuttgarter Nachrichten


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru