Система ПРО, которую США планируют установить в Восточной Европе, по мнению Москвы, нарушает стратегическое равновесие
Атмосфера холодной войны, спровоцированная планами по размещению противоракетного щита, который США собираются установить в Европе, связана скорее с политической подоплекой, чем с нарушением стратегического баланса, о чем говорит Москва. Размещение в Европе десяти ракет-перехватчиков дальнего радиуса действия никак не повлияет на эффективность и наступательную способность российского арсенала с его тысячами ядерных боеголовок. Посол одной из стран ЕС интерпретирует слова Владимира Путина в психологическом ключе - как реакцию человека, исчерпавшего свое терпение после многих лет унижения, который хочет, чтобы его вновь воспринимали всерьез.
Все началось с речи Путина в феврале этого года в Мюнхене, когда российский президент обвинил США в том, что они ведут себя как хозяева мира. До тех пор ни Россия, ни члены Евросоюза не собирались серьезно возражать против установки противоракетного щита с 10 ракетами-перехватчиками в Польше и одним радаром в Чехии, проект которого Вашингтон обсуждал как с Москвой, так и с членами ЕС, не вызывая общественного резонанса. Размещение этих элементов ПРО казалось техническим моментом, не представляющим интереса для неспециалистов.
"Мюнхенская речь стала резкой демонстрацией озабоченности России, - отмечает посол страны, без тени сомнения поддерживающей установку щита. - В ней содержался яркий психологический компонент - это было заявление сверхдержавы, пережившей очень тяжелые времена, а теперь встающей на ноги. Кроме того, Россия стоит на пороге выборов президента, которые должны состояться в следующем году. Напряженность в отношениях будет сохраняться достаточно долго".
Западные эксперты по трансатлантическим отношениям, такие, как Рональд Асмус, директор немецкого фонда Маршалла в Брюсселе, отмечают, что "есть русские, которые в частных беседах признают, что Москва не могла упустить возможность сыграть на трансатлантических разногласиях". На публике звучит другое. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров ясно дал понять на встрече со своими западными коллегами в конце апреля в Осло: стратегическое соотношение сил в Европе радикально изменится, если там будут размещены американские ракеты.
Асмус и другие придерживаются мнения, что "не надо быть доктором физических наук, чтобы понять, что система из нескольких перехватчиков, направленных в другую сторону, не угрожает стратегической мощи Москвы". Русским не раз говорили, что"10 американских ракет-перехватчиков не представляют угрозы для стратегического баланса. Они не могут представлять угрозы для России", сказал и генеральный секретарь НАТО Яаап де Хооп Схеффер. Госсекретарь США Кондолиза Райс назвала "смехотворными" заявления о том, что такая система может нарушить сформировавшийся стратегический баланс, учитывая тысячи ядерных боеголовок в арсенале России.
Возражения Москвы носят двоякий характер: дипломатический и военный. С дипломатической точки зрения, Вашингтон ведет себя высокомерно, не достаточно считаясь с Россией. С военной - технология идет вперед семимильными шагами, и то, что сегодня представляет собой систему из 10 перехватчиков, в считанные годы превратится в нечто более сложное. Эти опасения России подкрепляет генерал Патрик О'Рейли, заместитель директора Агентства по ПРО, признающий, что Пентагон уже развивает систему ракет, каждая из которых способна нести 10 или больше боеголовок, соответственно увеличивая их эффективность. Посол России в НАТО Константин Тоцкий согласен: "Мы знаем по опыту: когда у вас есть система, она продолжает развиваться, она не способна остановиться. Это одна из причин нашей озабоченности. Потому что даже сейчас не существует ограничения количества ракет, и их можно оснастить несколькими боеголовками".
Одно правительство братьев Качиньских продолжает видеть в восточном соседе угрозу, которую Россия исторически представляла для Польши, хотя польская общественность придерживается другого мнения: 57% населения возражают против установки элементов щита, поддерживают его только 25%. В Чехии также наблюдается общественное недовольство: 61% населения против, 30% - за. Парламентам обеих стран предстоит ратифицировать гипотетические соглашения своих правительств с Соединенными Штатами.