Накануне своего 11-го и последнего саммита G8 премьер-министр Великобритании говорит, что Кремль не должен чувствовать угрозы со стороны американского ядерного щита.
Тони Блэр признает, что борется за то, чтобы его услышали. Сидя на солнышке в саду на Даунинг-стрит накануне своего последнего саммита "большой восьмерки", премьер-министр, однако, подразумевал не переговоры с другими странами по климатическим изменениям или торговле. Он говорил о духовом оркестре, репетирующем для церемонии проноса знамени перед строем на параде в честь дня рождения королевы. Ссылаясь на модные призывы к учреждению нового праздника, Дня Великобритании, он посмеялся: "Гордону (Брауну, предполагаемому преемнику Тони Блэра. - Прим. ред. ) придется приспосабливаться к этому каждый день".
Сегодня Тони Блэр принимает участие в своем 11-м саммите G8, а накануне он поговорил об изменениях, которые произошли с момента его первого саммита, и об ожиданиях относительно последнего.
Он заявил, что сейчас налицо гораздо более широкое понимание рисков, связанных с изменениями климата, чем в Денвере в 1997 году, причем заметные изменения в отношении к проблеме произошли даже в последние два года. "В Глениглзе (в Шотландии, где проходил саммит G8 в 2005 году. - Прим. ред) нужно было попотеть, чтобы заставить людей относиться к климатическим изменениям серьезно", - подчеркнул он.
На вопрос о том, как он отнесется к тому, если остальные участник G8 отвергнут призыв Соединенного Королевства к активным действиям против глобального потепления и вторичного озвучивания финансовых обязательств перед Африкой, Блэр, однако, отвечает с оптимизмом: "Я уже давно перестал об этом тревожиться. Я лишь делаю то, что считаю нужным".
Канцлер Германии Ангела Меркель, отметил он, последовала примеру Великобритании и правильно сделала, что "подняла планку" трехдневных переговоров в Хайлигендамме высоко.
В переговорах, предшествовавших саммиту G8, доминировала Россия, и вчера Блэр попытался рассеять страхи президента Путина по поводу того, что американцы пытаются его изолировать.
В то же время он предупредил, что любые попытки вбить клин между Европой и Америкой по вопросу ядерного оружия провалятся. По словам премьер-министра, он не знает, почему Россия выбрала именно эту неделю для озвучивания угроз о том, что она направит свои ракеты на Европу, если США разместят свою новую систему ПРО в Польше и Чешской республике.
"Все хотят хороших отношений с русскими. Это важная страна. Это энергетически богатая страна. Люди хотят видеть Россию, которая ориентирована на Запад и использует свою силу для влияния во имя добра. Лучшими являются те отношения, которые основываются на общих ценностях, но многие в Европе обеспокоены тем, что происходит (в России). Я уверен в одном: в конечном итоге это не разделит Европу. Европа видит преимущества трансатлантического альянса".
Премьер-министр заявил, что не считает решение президента Буша о размещении ракетного щита в Восточной Европе провокационным жестом, потому что Белый дом открыт и прозрачен в отношении своих планов и предложил Кремлю поделиться этой технологией. "Президент Буш дал четко понять, что, если у русских есть какие-либо тревоги, двери для них открыты".
По мнению Блэра, вместо того чтобы раскалывать Европу и США, подход Кремля скорее заставит людей в Европе ценить долгосрочную важность трансатлантического альянса.
Он выступил с отрицанием того, что предлагать Польше и Чешской республике разместить щит ПРО было провокацией. Щит, настаивает он, необходим, потому что в какой-то относительно скорый момент в будущем у Ирана и Северной Кореи появятся баллистические ракеты с такой дальностью полета, которая позволит им достигать Европы и США.
Премьер-министр заявил, что одна из причин, по которой он стремится диверсифицировать источники энергоресурсов для Великобритании - включая ядерную энергию - это необходимость гарантии того, что Великобритания не будет слишком зависимой от России.
"Многие европейские страны в вопросах энергетики смотрят не только на то, где они могут получить самую доступную форму самой дешевой энергии, а на свои отношения с поставщиком энергии".
Премьер-министр указал, что американцы сделали все для заверения россиян в том, что запланированный Пентагоном щит ПРО предназначен для защиты от государств-изгоев, и подверг критике, назвав "глупыми" тех, у кого никогда не находилось добрых слов для Буша.
"Есть люди, которые, стоит ему что-то сказать, заявляют, что они против", говоря: "Где-то должен быть изъян. Должно быть, мотивы этого неблаговидные", - заметил премьер-министр, указав, что на прошлой неделе США объявили об удвоении расходов на борьбу с ВИЧ/СПИДом, а также на готовность к переговорам по климатическим изменениям.
Премьер-министр сказал, что во время турне по Африке на прошлой неделе его впечатлил масштаб того, что может быть сделано при дополнительной финансовой поддержке Запада. "Возьмите, к примеру, СПИД. Если мы выполним наши обязательства, то спасем миллионы жизней".
Отвечая на критику о том, что ни G8, ни Африка не выполнили в полной мере своих обещаний, данных два года назад, Блэр заявил: "Дело в том, что частичных результатов добились и те и другие, но и тем и другим предстоит сделать еще больше". Блэр заявил, что Боно и Боб Гелдоф сыграли яркую роль, пусть он сам и не разделяет мнения Боба Гелдофа, что итальянцы не заслуживают уважения, а канадцы - сонные (имеются в виду заявления Гелдофа о том, что Канада и Италия - главные страны, которые "блокируют" выполнение обязательств западных стран перед бедным странами. - Прим. ред.)
Блэр пообещал, что в 2010 году он будет следить, выполняют ли страны G8 соглашения, достигнутые в Глениглзе, добавив загадочно, что планирует по-прежнему активно участвовать в борьбе с климатическими изменениями и в содействии Африке после ухода с поста премьер-министра.