Остается только надеяться, что в американо-российских отношениях разум вскоре снова возобладает над эмоциями
Американо-российский спор вокруг противоракетного щита перешел в такую истерию, что Джордж Буш во время своего вчерашнего визита в Прагу счел нужным надавить на тормоз. В очередной раз американский президент заверил, что планируемые для размещения в Польше и Чехии элементы системы ПРО "никоим образом" не направлены против России, а призваны защитить от "экстремистски настроенных радикальных государств-изгоев", другими словами - от Ирана.
Аргументация американцев, в основе которой лежит оборонительный характер проекта, не лишена смысла. Вряд ли можно себе представить, что скромные 10 ракет-перехватчиков могут разрушить всю стратегическую концепцию русских. Вероятнее всего, установки действительно направлены в первую очередь против Ирана, а также - как предполагают знающие люди - в перспективе и против Китая, который все больше позиционирует себя как наращивающий вес конкурент Америки на международной арене.
Но почему же атмосфера в отношениях между Америкой и Россией, главными соперниками времен холодной войны, накалилась до такого предела? По всей вероятности, дела обстоят хуже, чем можно было предположить в первом порыве эмоций, когда тот период закончился в 1989 году. И речь идет не только о вопросах безопасности - речь идет о российской внутренней политике, где Владимир Путин пытается набрать очки при помощи проводимой им политики жесткой руки. Но в первую очередь речь идет о политической символике. Этот знакомый еще со времен холодной войны "мачизм", оказывается, не ушел в прошлое. Но глобальные вызовы настолько изменились за последние несколько лет, что фривольная показуха - наблюдаемая во время последней аферы - неуместна как никогда.
Остается надеяться, что в американо-российских отношениях разум снова в скором времени возобладает над эмоциями, даже если в настоящий момент все выглядит не столь оптимистично.