Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 июня 2008 г.

Сабине Мускат | Financial Times Deutschland

Возвращение американской дипломатии

Барак Обама и Джон Маккейн обещают Европе более тесное сотрудничество. В ответ на это они ждут усиления европейского военного участия: США не хотят в одиночку делать всю "грязную работу"

Мир без президента Буша - Барак Обама изображает это как начало золотого века. "Я не стану ждать до последних дней своего президентства", - заявил новоиспеченный кандидат от американских демократов в среду, намекая на действующего президента, который только в последний год своего второго срока стал беспокоиться о мире на Ближнем Востоке. "Я буду играть активную роль и обязуюсь лично делать все для того, чтобы способствовать установлению мира в самом начале своего президентства".

Американская публика с удовольствием внимает подобным заявлениям, гораздо охотнее, чем в год выборов 2004 года, когда еще свежи были воспоминания о терактах 11 сентября 2001 года, когда иракской войне исполнился всего год и безопасность нации была приоритетной темой избирательной кампании. И весь остальной мир с удовольствием внимает подобным заявлениям. От Кении, родины отца Обамы, и до Берлина, где надеются на возвращение Джона Ф. Кеннеди, уже сегодня Обама - новое лицо Америки.

Кандидат от республиканцев Джон Маккейн дает своим союзникам меньше повода для ликования. Его считают сторонником жесткой линии во внешней политике, к возмущению многих европейцев он потребовал исключить Россию из "большой восьмерки", хочет довести войну в Ираке до победного конца и придерживается жесткой линии в отношении Ирана. Но и его считают тем политиком, с которым можно говорить: например, о соблюдении прав человека, поскольку и Маккейн хочет запретить похожие на пытки методы дознания, применяемые к подозреваемым в терроризме. Или о климатической защите, теме, которая близка и Маккейну.

Схожесть взглядов по многие темам, переговоры на равных - эти перспективы многие европейцы связывают прежде всего с демократом Обамой. "Мы обнаружили много общего", - ликовал после телефонного разговора с кандидатом от демократов глава германского МИДа Штайнмайер. Европейские союзники могут делать ставки на то, что сотрудничество с администрацией Обамы будет более тесной. Во время нового старта зашедших в тупик переговоров относительно иранской ядерной программы они будут изначально сидеть за одним столом, считает Альмут Виланд-Карими, руководитель Фонда Фридриха Эберта в Вашингтоне. Но при этом Обама должен внимательно следить за тем, чтобы во внутриамериканских дебатах его не воспринимали как наивного softy ("мягкотелого простака", т.е. в качестве противовеса стороннику жесткой линии. - Прим. ред.) - поскольку это не принято в США, которые постоянно держат в поле зрения свои национальные интересы, и в 2008 году.

Так, Обама более жестко стал критиковать правительство "Хамаса" после того, как его обвинили в том, что он подрывает отношения с Израилем, имеющие такое большое значение для США. И после победы в праймериз и назначения кандидатом от партии в среду он заявил перед произраильской группой лоббистов в Вашингтоне, что отказывается от намерения вступать в переговоры с такими лидерами, как президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Прямые переговоры, которые он намерен провести, связаны с выполнением некоторых условий и должны начаться с более низкого уровня, чем встреча двух президентов.

Случай, который станет проверкой многополярного сотрудничества при президенте Обаме, может подвернуться тогда, когда дипломатия потерпит поражение. Для таких случаев демократ не исключает возможности того, что Америка будет действовать в одиночку. В прошлом году он грозил бомбовыми ударами по пакистанской территории, если руководство страны не примет жестких мер против "Аль-Каиды".

И с приходом Обамы неизменным останется то, что партнеры должны будут заслужить право голоса, только взяв на себя определенную ответственность. Так, Обама хочет как можно скорее вывести американские войска из Ирака, но одновременно с этим расширить международное присутствие в Афганистане, в котором принимает участие и немецкий бундесвер. Он считает, что американцы не должны в одиночку делать все "грязную работу". "Давление на Европу будет гораздо сильнее, чем при Буше", - считает Виланд-Карими. Немецкие парламентарии практикуются в превентивных мерах. "Мы указали на снижающуюся поддержку участия немецких военных в Афганистане в обществе", - заявил в мае политик от СДПГ Ганс-Ульрих Клозе после переговоров с советниками Маккейна и Обамы.

Также по теме:

Харизма против непробиваемой биографии (Обзор прессы)

Источник: Financial Times Deutschland


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru