Президент РФ Владимир Путин прибыл с трехдневным визитом в Китай и встретился с главой КНР Ху Цзиньтао. Во вторник стороны представили амбициозный план по укреплению стратегического и экономического партнерства и заключили более десятка двусторонних соглашений. Поток оптимистичных новостей омрачается тем, что вновь отложено из-за неразрешенных разногласий о ценах подписание крайне важного для России (и не столь принципиального для Китая) договора об экспорте газа. Иностранная пресса обильно цитирует статью Путина в "Женьминь жибао" и припоминает ему неявку на саммит "большой восьмерки" в Кэмп-Дэвиде. Одни наблюдатели считают российско-китайский альянс "крепким как никогда", другие подчеркивают прагматическую подоплеку российско-китайских отношений и свойственный им дефицит доверия.
"И Пекин, и Москва пытаются использовать друг друга в качестве противовеса в отношениях с США", - пишет Financial Times. По мнению профессора Института международных отношений Ли Цзыго, заинтересованность России в Китае связана с последствиями финансового кризиса, а именно со смещением экономического центра тяжести из Европы в Тихоокеанский регион. "Китайские СМИ раздувают важность этого визита", - отмечает директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. Происходит это, с его точки зрения, "по той причине, что значительная часть китайского руководства, включая военных, ... рассчитывает обрести в России союзника, который помог бы дать отпор США. А для Путина важнее всего укрепить экономические отношения... Между сторонами по-прежнему существует взаимное недоверие, и ни одна из них не стремится к подлинному альянсу".
"Никто пока не называет это альянсом, - говорится в статье Globe and Mail, - но Пекин и Москву определенно связала новая дипломатическая ось, для которой "стабильность" в правительствах и обществах стоит выше прав человека и демократии, а жесткая "реалполитик" - выше благородных принципов. Путин и Ху явно хотят положить конец миру, в котором Соединенные Штаты могут по собственному усмотрению формировать повестку дня международных отношений и действовать как им угодно... Обе стороны заинтересованы, среди прочего, в том, чтобы остановить волну демократических восстаний, которая прокатилась по Ближнему Востоку и стала угасать в Сирии".
"Путину комфортно в обществе диктаторов. Они не читают ему нотаций про демократию и права человека", - прокомментировал визит президента в Пекин политолог и участник московских митингов Андрей Пионтковский.
"Дефицит времени, возможно, и сыграл свою роль в том, что Путин не поехал в Америку [на саммит "большой восьмерки], но это не единственная причина", - убежден У Хунвэй, специалист по России в китайской Академии социальных наук. Обама, по-видимому, решил отплатить той же монетой и заявил, что не сможет посетить намеченный на сентябрь саммит АТЭС во Владивостоке, так как слишком занят своей предвыборной кампанией, - добавляет Globe and Mail.
"Альянс [России и Китая] крепок как никогда", - пишет Die Welt. Саммит совпал по времени со вступительными экзаменами в вузы Китая, из-за чего службе протокола пришлось пойти на уступку и на полчаса перенести начало завтрашнего заседания. Но в мировой политике Россия и Китай "никому больше не хотят уступать дорогу": державы настаивают на том, чтобы их голоса учитывались при решении всех без исключения международных проблем, отмечает корреспондент. Вместе с тем, функции Шанхайской организации сотрудничества, в которой Россия и Китай занимают лидирующие позиции, по-прежнему до конца не ясны.
Поездка Путина в Пекин окончится "полным провалом", потому что ему не удалось добиться главного: заключить энергетический контракт с Пекином, пишет Forbes. Эта сделка в связи с падением цен на нефть и ослаблением рубля приобрела такую важность, что без нее Путин может не дотянуть до конца своего нынешнего президентского срока, полагает обозреватель Мэтью Халберт. Без энергетического компромисса с Китаем остается недостижимой и политическая задача ШОС, которая должна служить противовесом США.
Пекин, договорившись о закупках газа в Австралии, странах Ближнего Востока, Северной Африки и Каспийского региона, имеет возможность говорить с Москвой с позиции силы: "к несчастью для Путина, "Газпром" этого не понимает" и продолжает навязывать Китаю высокие европейские расценки, отмечает журналист. "Москва, по сути, оказалась в дураках со своим принципом привязки цен на газ к цене нефти... России почти наверняка придется моргнуть первой".