Россия представила на 55-й Венецианской биеннале инсталляцию художника-концептуалиста Вадима Захарова, сообщает на страницах Foreign Policy журналистка Анна Немцова. Мужчина в синем костюме сидел под потолком и плевался в посетителей арахисовыми скорлупками. "Золотые монеты, на которых были выгравированы слова "доверие", "единство", "свобода" и "любовь", стекали сверху двухэтажного здания в пещеру, встроенную в подвальный этаж", - повествует автор.
В пещеру допускали только женщин, причем им запрещалось разговаривать. Одни смотрели на золотой дождь, другие складывали монеты в ведро, чтобы отправить на второй этаж. Второй мужчина в синем костюме дежурил у ведер и объяснял посетителям: "Я чиновник. Я контролирую оборот денег".
Захаров сказал, что работу можно интерпретировать по-разному: "Пещера Платона, созданная мужчинами, которые контролируют власть, деньги и поток коррупции". Или: "Женщины, запертые в пещере, пока молчат, но в воздухе разлито чувство, что к голосам женщин пора прислушаться".
Для России Венецианская биеннале - еще один шанс раскрыть политические и социальные проблемы, замечает Немцова. Но она находит парадоксальным, что участие российской работы спонсировалось министерством культуры РФ: "захаровский дождь "доверия", "единства", "свободы" и "любви" действительно контролировался мужчинами в деловых костюмах".
В нынешнем году жюри не наградило ни одного российского художника. "Возможно, это было как-то связано с сомнениями в искренности искусства на политические темы, которое цинично оплачивается правительством. В этом смысле работа Захарова иронично запечатлела важную истину: любовь или уважение необязательно удастся купить за деньги", - пишет Немцова.