В Турции не ожидается переворота. Сравнения с "арабской весной", например с Египтом, неуместны, пишет Кирилл Штигер в Neue Zürcher Zeitung. Консервативно-исламистский глава правительства Эрдоган не диктатор, его власть легитимирована демократическими выборами. Несмотря на усиливающуюся критику, он прочно держится в седле и, вероятно, победил бы на выборах даже сейчас. Его власть не пошатнулась. Тем не менее, последние дни показали, что "Партия справедливости и развития" (ПСР), три раза подряд выигрывавшая выборы и каждый раз набиравшая все больше голосов, не является единым блоком. В ней раздаются разные голоса, говорится в статье.
Эрдоган отреагировал на протесты резко - обвинил в их организации экстремистские группировки и подчеркнул: последние выборы показали, что большинство на его стороне. "Очевидно, насущные проблемы тех, кто его не выбирал, его не интересуют", - отмечает автор. "Однако от некоторых представителей ПСР слышны примирительные высказывания, противоречащие жесткой линии премьера. Один из этих представителей - президент Абдулла Гюль. Он справедливо указал на то, что демократия - это больше, чем выборы, и различные мнения надо уважать. Сейчас многое будет зависеть от того, какое крыло одержит верх".
"Несомненно, у Эрдогана есть определенные заслуги. Он сделал для продвижения Турции по пути в ЕС больше, чем все предыдущие правительства. Он одержал верх в борьбе за власть с кемалистами. Армии, в течение многих лет представлявшей собой государство в государстве и действовавшей фактически вне правового пространства, указали ее место. Но это досталось дорогой ценой, - пишет Штигер. - Десятки оппозиционных журналистов сидят в тюрьме из-за приписываемых им планов переворота. Жесткие меры по борьбе с махинациями в кругах, приближенных к силовым структурам, применялись, в том числе, для выведения из игры политических противников и затыкания ртов неугодным журналистам при помощи проправительственных прокуроров. Эрдоган, как ранее кемалисты, регулярно использует суды в политических целях".
"Если бы протесты послужили стимулом для дальнейшей демократизации, это было бы большим достижением", - продолжает автор статьи. Курдскую проблему правительство уже пытается решить, но за этим, по словам критиков, стоит политический расчет: Эрдоган пытается привлечь курдскую партию на свою сторону, чтобы успешно провести через парламент реформу конституции и стать президентом с большими полномочиями. Кроме того, "необходимы были бы жесты примирения с религиозным меньшинством алавитов", составляющим около 10% населения, полагает издание.