Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 марта 2000 г.

Ежи Майков | Tagesspiegel

Россия при Путине

В советское время говорили, что демократия похожа на жирафа: кто хоть однажды видел его, тот не забудет никогда. А как сегодня обстоит дело с демократией в России? - задает вопрос автор статьи. Если верить большинству россиян, то их самая большая страна в мире, после развала коммунистической системы стала демократической. Хотя с некоторыми недостатками.

В этой связи многие политологи называют Россию ?несовершенной? демократией. Однако это кажется бессмысленным. Демократия - постоянно развивающаяся политическая система, приближающаяся к идеалу ?власти народа?. Так что всякая демократия в определенном смысле несовершенна. В России - в большей степени, а на Западе - в меньшей. Об этом свидетельствуют последние события в Германии, где правительство в течение многих лет занималось деятельностью, противоречащей конституции. Подобные скандалы регулярно происходят и в других демократических странах, доказывая, что люди снова и снова нарушают демократические принципы. Избиратели тоже иногда делают весьма странный выбор в пользу весьма сомнительных политиков. И политики оказываются рвущимися к власти карьеристами. И все же, даже глава правительства, сам в течение моих лет нарушающий конституцию, не в состоянии разрушить демократию, укоренившуюся внутри политической элиты и политически ангажированного населения. Функционирующую демократию можно отличить по одному признаку: посягательства на ее принципы и правила очень быстро вскрываются и исправляются. Иначе говоря, люди могут быть несовершенны, сама система - никогда.

В России господствует противоположное понимание демократии. Там функционирование демократии и ее будущее постоянно находится в зависимости от доброй воли политического руководителя. В соответствии с этим подходом предполагается, что российский президент, обладающей такой доброй волей, будет стараться нарушать правила и принципы демократической конституции только в случае крайней необходимости. Такая ситуация может возникнуть, например, тогда, когда существующие законы оказываются плохими, и их приходится обходить. С такой позиции проблемы России оказываются слишком большими, чтобы их можно было бы решить только с помощью демократического конституционного государства. Демократия оказывается не таким уж важным, непреложным принципом. В зависимости от обстоятельств им можно пренебрегать. Решающую роль в любом случае играет позиция власть придержащих.

К сожалению, большинство западных наблюдателей принимают участие в таком российском варианте ?понимания демократии?. Вместо того, чтобы указывать на невозможность построения демократического конституционного и правового государства на таком идеальном базисе, что стало бы важной поддержкой для небольшой, но постоянной российской демократической оппозиции, они надеются, что и.о. президента России будет использовать недемократические методы более осмотрительно, чем его предшественник. Можно ли в действительности ожидать от Путина больше, чем раньше ожидали от Ельцина?

Чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно просто изучить политическую программу Путина, в которой он однозначно высказывается за приверженность к демократии и преобразованиям в стране. Значительно важнее проанализировать его действия. К сожалению, его поведение в роли исполняющего обязанности президента России скорее характеризует его как политика, который собирается продолжать сомнительный курс своего предшественника. Принимая указы, он злоупотребляет своими полномочиями, действуя в роли законодателя. Таким образом, он, как и Ельцин, нарушает принцип разделения властей и ставит себя выше российской конституции, в соответствии с которой законодательной властью в России обладает парламент.

Кроме того, Путин злоупотребляет и своими полномочиями по должности премьер-министра, стремясь увеличить шансы на победу на президентских выборах 26 марта. Таким образом, он продолжает порочную практику, ставшую правилом при президенте Ельцине: административными мерами оказывать влияние на результаты формально свободных выборов.

Наконец, Путин, чтобы укрепить свою популярность, ведет преступную войну в Чечне. Это происходит без оглядки на гражданское население Чечни, на долгосрочные интересы России на Кавказе и огромные расходы для бедной страны. И здесь он следует русской традиции: что хорошо для российских правителей, то хорошо и для России.

Все говорит за то, что Путин победит на выборах в марте. Стабильности в стране в этот период будет вполне достаточно для его победы. Именно поэтому весь аппарат правительства занят сейчас исключительно тем, чтобы создавать иллюзию стабильности.

Демократическое будущее России зависит не от политической судьбы Путина, а оттого, смогут ли демократически настроенные политики и все сторонники демократии в российском обществе оказать эффективное противодействие всемогуществу президентской власти. Они должны быть в состоянии, заставить его действовать исключительно в русле демократического конституционного государства.

Однако этот шанс российские демократы смогут получить только, если снизится популярность Путина среди населения страны. Это произойдет, когда для всех станут очевидны моральные и материальные издержки чеченской войны, постоянно требующей новых жертв от народа. Вся эта ситуация не облегчает путь России к демократии. А то, что в обозримом будущем она будет искать его, в этом можно не сомневаться.

Источник: Tagesspiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru