Ему 83 года. С тех пор, как он вернулся на родину и поселился в уединенном доме в 30 км от Москвы, он отказывается от каких-либо контактов с журналистами. "Кому нужен такой писатель, не принадлежащий ни к одной партии, критикующий всех и вся?", - раздражалась российская пресса. Проклинаемый коммунистами, критикуемый либералами, автор "В круге первом", иконоборец "Одного дня Ивана Денисовича" опубликовал а четверг на французском языке "Двести лет вместе" (евреи и русские до революции). Русская версия этого произведения увидела свет 19 июня прошлого года.
"В процессе полувековой работы над историей русской революции я неоднократно сталкивался с проблемой отношений между русскими и евреями. Эта проблема со всей остротой проявлялась во всех событиях, в психологии людей, до предела накаляла страсти. Я все еще надеюсь, что некий автор нас опередит и сможет прояснить, масштабно, сохраняя необходимое равновесие, суть этого раскаленного двузубца. Но чаще всего нам приходится иметь дело с односторонними подходами: в глазах евреев виновны русские? У русских эта проблема также всегда вызывала озлобленность? Я никогда не стремился испытывать свои силы в таком сложном вопросе".
И вот, Солженицын исследует то, что Жан-Поль Сартр назвал еврейским вопросом в России. После появления первого тома книги, писатель рассказал о том, что собрал огромное количество материалов и отверг обвинения в антисемитизме, с которыми не замедлили выступить некоторые критики, посчитавшие, что в его книге делается слишком большой акцент на ответственности российских евреев за организацию большевистской революции 1917 года.
Наряду с Некрасовым или Толстым, лауреат Нобелевской премии в области литературы, Солженицын обрел славу пророка и снискал всеобщее признание перед тем, как вернулся в Москву в 1994 году.
"Двести лет вместе" рассказывает о том, что еврейский вопрос в России возник после отделения Польши и что он существовал вплоть до крушения советской империи. Из книги можно узнать о том, что в 1825 году Александр I издал ряд указов в пользу российских евреев, поскольку "еврейская община в России жила обособлено и не могла самостоятельно добиться свободы". Автор рассказывает об эволюции еврейского сознания со второй половины 19-го века до того момента, который Солженицын назвал "рождением сионизма", и, наконец, о том, как после 120 лет совместного проживания русских и евреев в одном государстве события 1917 года перевернули то, что Солженицын воспринимал, как "явный, эволюционный, доминирующий процесс, сулящий конструктивное будущее".
Критики писателя непременно упрекнут его в яром антикоммунизме и неприятии системы, возникшей в результате революции 1917 года. Поклонники, напротив, будут приветствовать его как человека, способного вернуться к основополагающим вопросам "Братьев Карамазовых", неспособного искажать правду и предупреждающего, из-за границ своей родины, о духовной пустоте, грозящей Западу.