Китайская разведка входит в число спецслужб, наиболее активных на территории США. Вслед за ней идут кубинские, российские и иранские разведслужбы. Об этом сообщил главный координатор по контрразведке в правительстве США.
"Эти службы действуют у нас под самым носом", - заявил Джоэл Бренер, новый глава Управления служб национальной контрразведки, в своем первом интервью после назначения на эту должность, произведенного в августе.
Бреннер, бывший главный инспектор Управления национальной безопасности, сообщил The Washington Times, что США остаются первоочередной целью "практически для всех заметных разведслужб на Земле".
Китай предпринимает "крайне активные" действия с тем, чтобы заполучить передовые американские технологии, зачастую еще до того, как их разработка завершена. "Утечка технологий в Китай входит в число наиболее серьезных проблем", - сказал он, отметив, что ФБР наращивает усилия по выявлению и защите важных технологий.
Бреннер также рассказал, что Пекину удалось внедриться в контрразведку США и помешать ее действиям против Китая. Катрина Леунг, предприниматель из Лос-Анджелеса, длительное время была информатором ФБР, однако втайне работала на Пекин.
Управление Бреннера, известное под аббревиатурой NCIX, проводит в жизнь новую стратегию президента в области контрразведки. Ее целью является развитие контрразведывательных служб, в число которых входят ФБР, ЦРУ и соответствующие подразделения Пентагона.
Другой приоритет - использование таких методов контрразведки, как вербовка иностранных агентов и сторонников в террористических группах.
"Хизбалла" и "Аль-Каида" не действуют без предварительной разведки, - объясняет Бреннер. - Они весьма тщательно и умело осуществляют специальную разведку, собирают данные. Нам необходимо активнее работать на этом направлении борьбы с терроризмом, это одна из главных задач нашей организации".
Кроме того, NCIX побуждает контрразведчиков активнее бороться со сбором данных с помощью компьютеров. Этот способ шпионажа назван все возрастающей угрозой.
"Сегодня вы можете из дома или офиса по электронным каналам легко получать информацию с чужих компьютеров по всему миру без расходов и опасностей, которые связаны с попыткой внедрить шпиона", - говорит Бреннер.
"Нам нужно начать активно с этим бороться, - считает он. - Уязвимость компьютерных сетей - важнейшая проблема, и она касается как частного, так и общественного сектора".
По словам Бреннера, он стремится привлекать в контрразведывательные службы наиболее способных сотрудников.
"Нельзя оставлять контрразведку на откуп фанатикам и параноикам, - объясняет он. - Нам нужны действительно лучшие люди, поэтому мы большое внимание уделяем подготовке и образованию, поддержке исследований в области национальной безопасности".
Он также планирует активнее оценивать ущерб и делать выводы по итогам дел о шпионаже, а также внимательно проверять, сделаны ли изменения, рекомендованные по итогам расследования.
В настоящий момент NCIX оценивает ущерб, нанесенный делом Леунг, и расследует, как она шпионила в пользу Китая, соблазнив двух высокопоставленных контрразведчиков из ФБР - Джеймса Смита и Билла Кливленда.
Дело Леунг стало "исключительно серьезным случаем шпионажа", говорит Бреннер. В этой оценке он расходится с представителями ФБР, которые попытались приуменьшить значение дела, заявив, что оно в основном касается неподобающих сексуальных контактов между информатором и агентом ФБР. По словам адвокатов Леунг, она отрицает свою причастность к шпионажу в пользу Китая.
Тем не менее, Бреннер утверждает, что Леунг фактически была китайским агентом. "Это была разведывательная операция, и весьма успешная операция. Классическая "медовая ловушка", - говорит он (так на шпионском сленге называется соблазнение агентом противника).
В 2003 году Леунг обвинили в шпионаже в пользу Китая, но затем обвинения были сняты. В результате в 2005 году ее признали виновной лишь в незначительных преступлениях: даче ложных показаний и указании неверных данных в налоговой декларации. Смита также признали виновным в даче ложных показаний следствию.
Помимо Китая, серьезную опасность продолжают представлять кубинские разведслужбы, а также российские и иранские шпионы. Бреннер отметил, что кубинская разведка остается "весьма профессиональной службой".
"Ее сотрудники проходили подготовку в КГБ, а сейчас они сами готовят шпионов в Венесуэле", - рассказал он.
Российские разведслужбы продолжают оставаться "крайне активными" в США, "иранцы также располагают развитой и профессиональной службой". Все они "ведут серьезные операции против нас".
В целом, проблема борьбы с иностранным шпионажем остается трудной из-за количества шпионов и из-за разногласий между агентствами, призванными бороться с ними. В частности, это ФБР, на котором лежит контрразведка в стране, и ЦРУ, действующее за рубежом. По словам Бреннера, в ходе своего пребывания на посту он старается реформировать контрразведку.
По его словам, различные контрразведывательные управления, от министерства обороны до ФБР и ЦРУ, считают контрразведку "своим личным делом".
"Нам нужно превратить (контрразведывательное) сообщество в сообщество по сути, а не только по названию", - уверен Бреннер.
"Однажды американцы проснутся и поймут, что место в мире, которое мы принимаем как должное, - это вовсе не какое-то право, данное нам Богом. Это место необходимо защищать", - подытожил он.