"Насколько могущественна Россия?" Этот вопрос The New York Times задала американским и российским экспертам в своей рубрике Room for Debate. Так ли уж много может Россия на международной арене? Стоит ли США из-за нее нервничать? - вопрошает газета.
"Есть много оснований для того, чтобы нервничать" - отвечает в заголовке своей статьи Леон Арон, директор программы исследований России в American Enterprise Institute. Правда, на Россию приходится менее 1% внешней торговли США, но Россия - одна из двух ядерных сверхдержав (вторая - США), а ее географическое положение уникально, поясняет автор.
Согласно оптимистичному сценарию, после выборов Путин быстро забудет о своей антиамериканской риторике и постарается наладить отношения с США. Но, по мнению Арона, подобную фразеологию не так-то легко отключить. Вдобавок на фоне акций протеста Путин наверняка вновь объявит себя защитником России от внешних врагов и "пятой колонны". "Похолодание, возможен иней", - таков прогноз Арона относительно российско-американских отношений в нынешнем году.
Ректор РЭШ Сергей Гуриев в статье "Всего лишь риторика для мобилизации россиян" призывает не воспринимать антиамериканскую риторику Путина всерьез. Просто внутриполитические ставки были очень высоки, и Путин воспользовался воинственной риторикой, чтобы сплотить россиян вокруг себя. Для него "хорошие отношения с Западом - явно нечто второстепенное по сравнению с задачей сохранить власть".
Российские политики склонны забывать предвыборные обещания, и после выборов Путин наверняка перейдет на конструктивный тон, считает Гуриев. Правда, российская сторона не учла, что в Америке слова кое-что значат и республиканцы истолкуют риторику Путина как знак неуспеха Обамы.
"Баланс остается тонким" - предостерегает в названии своей статьи Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги. По мнению Тренина, Путин не станет напрашиваться на ссоры с США, поскольку его личная судьба во многом зависит от социально-экономических и политических достижений правительства. Тренин даже надеется на сотрудничество по сирийскому и иранскому вопросам, а также на доступ американских инвесторов в Россию.
Но если у американцев создадут впечатление, что Путин - не совсем легитимный президент, то администрация Обамы будет скована в сотрудничестве с ним. "Это лишь подтвердит уверенность Путина в том, что США планируют смену режима в России, и "перезагрузка" будет "перезагружена", - говорится в статье.
Если же мирные демонстрации перерастут в стычки, отношения с США испортятся вконец. "Это опасно для программы модернизации России. Оказавшись в изоляции на Западе, Москва будет вынуждена искать технологии в Китае - "из вторых рук", - предостерегает Тренин.
"Путин желает "славы России" - предполагает в заголовке своей статьи Кэтрин Стонер-Вейсс (Center on Democracy, Development and the Rule of Law, Стэнфордский университет). Она не ожидает драматичных перемен в американо-российских отношениях, поскольку все последние 12 лет Путин участвовал в принятии большинства, если не всех внешнеполитических решений.
Стоит ли американцам вообще задумываться о России? - вопрошает автор. Она дает положительный ответ и перечисляет несколько резонов. 1) Россия на 1-м месте по добыче нефти, главный экспортер газа в Западную Европу; 2) При цене нефти выше 100 долларов Россия легко избежит бюджетного дефицита, а потому может "играть с мировыми запасами нефти в политических целях"; 3) У России мощный ядерный арсенал, и некоторые российские силы вполне могут продать ядерные технологии, например, Ирану.
"Путин намерен принести России славу любой ценой. Пока Россия расплачивается за это отсутствием подлинной демократии", - заключает автор.