Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 марта 2014 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Горячая фаза "холодной войны" продолжается

Попытки Запада создать контактную группу по Украине провалились. "Нас ожидают тяжелые дни. Риски для Украины еще не преодолены", - констатировал Штайнмайер. "Для Запада демонизация Путина - это не политика, а алиби, оправдывающее отсутствие политики", - указывает Киссинджер. "Европа напрасно не подключила Москву к "Восточному партнерству", - пишет экс-советник Горбачева. В фокусе внимания западных СМИ - Крым.

Все попытки глав МИД стран Запада и России договориться в Париже о формировании международной контактной группы по урегулированию ситуации на Украине не принесли желаемого результата, сообщает Die Zeit. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, в целом недовольный результатом встречи, сказал, что все стороны хотят, чтобы ситуация на Украине стабилизировалась, но "Россия должна доказать, что она заинтересована в нормализации ситуации".

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия по линии ОБСЕ и НАТО и других международных организаций "не помогают создать атмосферу диалога и конструктивного сотрудничества". Также издание сообщает, что Россия не явилась на встречу участников Будапештского меморандума о гарантиях безопасности Украины, которая состоялась в среду.

Так как создание контактной группы по Украине провалилось - а министр иностранных дел Германии Штайнмайер ранее заявлял, что Германия в случае ее создания будет выступать против санкций в отношении России, - возможность их введения будет рассмотрена на внеочередном саммите ЕС уже в четверг, говорится в статье.

Евросоюз заморозил счета "бывшего президента Украины" Виктора Януковича и еще 17 украинских чиновников, сообщает Die Presse. Санкции применены к лицам, на которых ЕС "возложил ответственность за растрату или присвоение государственных средств Украины, либо за нарушение прав человека". Среди них, помимо Януковича, его сын Александр, бывший генпрокурор Виктор Пшонка, бывший глава президентской администрации Андрей Клюев, бывший глава правительства Николай Азаров и ряд министров его кабинета - в частности, Виталий Захарченко (МВД) и Елена Лукаш (Минюст).

"В публичных обсуждениях украинской темы все время звучат призывы к конфронтации, но понимаем ли мы, к чему идем?" - пишет в статье, опубликованной в The Washington Post, бывший госсекретарь США Генри Э.Киссинджер.

"За свою жизнь я видел, как четыре войны были начаты с большим энтузиазмом и при поддержке общества. Впоследствии мы не знали, как закончить все четыре. Из трех войн мы вышли в одностороннем порядке. Настоящий экзамен для политики - то, чем она кончается, а не то, как она начинается", - отмечает автор.

Россия должна понять: попытки навязать Украине статус сателлита повлекут за собой трения с Европой и США, пишет Киссинджер. Запад должен уяснить: для России Украина никогда не будет просто одной из зарубежных стран. ЕС должен признать, что его поведение на переговорах с Украиной способствовало их перерастанию в кризис.

Киссинджер считает, что корень проблемы - "в попытках украинских политиков навязать свою волю непокорным областям страны". Если США хотят поступать мудро, они должны стремиться к примирению украинских фракций, советует он.

"Россия не сможет навязать военное решение вопроса, избежав изоляции своей страны в момент, когда многие ее границы уже зашатались. Для Запада демонизация Путина - это не политика, а алиби, оправдывающее отсутствие политики", - говорится в статье.

Киссинджер предлагает свой вариант урегулирования.

1) Украина вправе свободно выбирать экономические и политические альянсы, в том числе с Европой.

2) Украина не должна вступать в НАТО.

3) Украина вольна формировать любое правительство, соответствующее волеизъявлению ее народа. Киссинджер советует украинским лидерам помирить разные области, сотрудничать с Западом, но не враждовать с Россией.

4) Пусть Россия признает "суверенитет Украины над Крымом", а Украина "подкрепит автономию Крыма на выборах, проведенных в присутствии международных наблюдателей". Нужно устранить также амбивалентность относительно статуса Черноморского флота в Севастополе.

Европа вновь переживает континентальный кризис, который заставляет вспомнить о вторжении советских войск в Афганистан. Не наблюдаем ли мы первое пробное применение новейшей "доктрины Путина", призванной сменить "доктрину Брежнева"? - пишет в Le Monde бывший советник Михаила Горбачева Андрей Грачев.

С учетом особых исторических отношений России и Украины европейской бюрократии следовало очень осторожно вести переговоры по Соглашению об ассоциации Украины с ЕС в рамках программы "Восточное партнерство", указывает Грачев. Лучшим способом развеять страхи Москвы было бы подключение России к его применению на практике. "Однако, с презрением отбросив саму мысль об участии России и не позаботившись запасти средства для того, чтобы заменить ее в роли настоящего кредитора Украины, ЕС проявил близорукость и фактически навязал Украине "невозможный выбор" между Европой и Россией", - говорится в статье.

"Неожиданное крушение коррумпированного, но "дружественного" режима возродило для Москвы кошмар о приближении русских границ к переднему краю стратегического наступления Запада", - поясняет автор. "В таких условиях контрнаступление Путина против "внешнего" врага и внутренних несогласных должно было быть жестким и впечатляющим. У него остался лишь "последний довод королей" - применение силы", - говорится в статье.

"Вернув" под свой контроль Крым, он может не только гарантировать стратегическое присутствие российского флота на южном фланге, но и исправить историческую "несправедливость", совершенную Никитой Хрущевым в 1954 году, и "смыть" тем самым оскорбление, нанесенное ему в Киеве", - поясняет ход мыслей Путина автор.

"Остается лишь надеяться, что уже запущенный опасный механизм не приведет к "серьезной поломке" в отношениях Востока и Запада и что за этим упражнением в brinkmanship - термин, придуманный Джоном Фостером Даллесом в разгар холодной войны и означающий готовность нагнетать атмосферу до непоправимого уровня, - скрывается лишь рискованный демарш, цель которого - позиционировать Россию и ее президента как незаменимых партнеров при урегулировании проблем и крупных международных конфликтов".

Корреспондент The Washington Times обращает внимание на ограниченные, но имеющие место в Москве "акции протеста против российского вторжения". "Нет войне! Руки прочь от Украины!" - выкрикивали несколько сотен российских участников акций протеста на этой неделе перед Министерством обороны. Десятки людей были задержаны, пишет Марк Беннетс.

"В 2008 году, когда российские войска вошли в Южную Осетию, популярность Путина взлетела до 80% на волне патриотизма. На этот раз у Путина вряд ли все пройдет так же гладко", - предполагает Беннетс. Некоторые известные люди, от местных знаменитостей до популярных писателей, уже четко заявили о своем неприятии войны с Украиной, отмечает он. Даже Алексей Навальный, признавший себя "русским националистом", высказался против давления Кремля на новые власти в Киеве.

"Не оставить ли нам Крым русским?" - дает провокационный заголовок в блоге The Financial Times Гидеон Рахман. Крым входил в состав России, пока Хрущев не подарил его Украине в 1950-х годах, напоминает автор. "Это единственная часть Украины, где русскоговорящие являются большинством. Почему бы просто не отдать его?"

Короткий ответ: это создало бы очень опасный прецедент, напоминающий ситуацию 1930-х годов, "когда большому государству позволили аннексировать часть соседнего государства посредством силы", пишет Рахман.

Но, если насильственное присоединение Крыма к России совершенно неприемлемо, как насчет достижения согласия посредством референдума? Пророссийские силы, пришедшие к власти в Крыму, заявили о намерении провести в конце марта референдум о политическом будущем региона, сообщает автор, но тут важны варианты в списке для голосования. "Придется ли гражданам Крыма выбирать между Россией и Украиной, или им будет задан вопрос о независимости? И, если там будет три варианта выбора, что произойдет, если ни один из них не наберет 50%?"

По всем этим причинам референдум, возможно, откроет ящик Пандоры в теперешних обстоятельствах, полагает Рахман. "Гораздо более реалистично было бы продлить в каком-то варианте нынешнее положение, при котором Крым является частью Украины, но России разрешат оставить там свою военно-морскую базу, а русскоговорящему населению будет гарантирована особая защита", - заключает автор.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru