Из документов, найденных журналистами Daily Telegraph в Багдаде, явствует, что Британия пыталась урегулировать иракский кризис, в течение двух лет контактируя с режимом Саддама Хусейна по секретным каналам.
Питер Хейн, министр по делам Уэльса и бывший заместитель министра внутренних дел, подтвердил достоверность информации, содержащейся в документах, найденных министерстве иностранных дел Ирака.
В них подробно описаны переговоры, которые в 2000 и 2001 годах велись с Ираком в частном порядке, по-видимому, при поддержке администрации Клинтона. В некоторых из них принимал участие Хейн.
Через многочисленных посредников, среди которых были и правительства арабских государств, Британия пыталась убедить Саддама в серьезности своих намерений относительно сделки, предлагаемой через ООН.
Предложение заключалось в том, что, если Ирак выполнит резолюцию 1284 и снова пустит в страну инспекторов ООН, в течение 6 месяцев санкции будут отменены.
Ирак неоднократно отказывался от возможности восстановления, хотя резолюция 1284 давала инспекторам мандат, значительно более мягкий, чем условия, на которых инспектора в конце концов были допущены в страну в ноябре прошлого года.
"Мне было абсолютно ясно, что это ничего не даст, поскольку Саддам не был заинтересован в присутствии инспекторов, - сказал Хейн. - Мы спустили все на тормозах. Было очевидно, что иракцы пытаются маневрировать и добиться дипломатического переворота. Но попробовать все же стоило, особенно имея в виду участие многих ближневосточных министров иностранных дел", - добавил он.
Документы находились среди тех же папок, из которых взяты документы, показывающие, что член парламента от лейбористов Джордж Гэллоуэй наживался на нефтяных и продовольственных контрактах в Ираке. Парламентарий это отрицает.
Гэллоуэй утверждает, что он способствовал развитию тайного диалога между Британией и Ираком. Он заявил газете Sunday Herald в Глазго, что Хейн знал о его визите в Багдад в Рождество 1999 года, когда он останавливался в доме заместителя премьер-минстра, Тарика Азиза.
"Хейн согласился с тем, что мы должны начать такой диалог", - сказал он.
Хейн отрицает, что Гэллоуэй был посредником. "Гэллоуэй вообще не играл никакой роли, - заявил он. - Да, он рассказывал мне, что провел Рождество с Тариком Азизом, и я очень удивился, узнав об этом".
Бывший министр иностранных дел Робин Кук заявил: "Справедливо было бы сказать, что мы искали способ урегулировать кризис в своих интересах. Мы хотели, чтобы инспектора вернулись. Мы сотрудничали с администрацией Клинтона. После избрания новой администрации все изменилось".
Из документов видно, что Ирак, по крайней мере с 1998 года, был весьма заинтересован в начале диалога с Британией. Багдад надеялся выйти из созданной американцами изоляции, убедив Тони Блэра не проводить политику сдерживания.
Однако в начале 1998 года попытки наладить контакты через двух бывших послов в Ираке, сэра Джона Моберли и сэра Теренса Кларка, ни к чему не привели. Следующая попытка была предпринята в начале 2000 года, после принятия Советом Безопасности резолюции 1284.
Ираку предлагалась приостановка действия санкций и последующая отмена эмбарго, если он начнет сотрудничать с военными инспекторами.
Британия, которую подвергали критике за то, что санкции заставляют страдать простых иракцев, не ослабляя Саддама, в частном порядке дала гарантии, что это честное предложение.
Британская благотворительная организация Next Century Foundation несколько раз пыталась выступить в роли посредника между Хейном и представителями Ирака. Определенные шаги предпринимались и через арабских министров иностранных дел.
Среди документов есть копия письма Кука иорданскому коллеге Абдулу Иллаху Хатибу. В письме, датированном 1 сентября 2000 года говорится: "Как только Ирак начнет сотрудничать (с военными инспекторами), начнется процесс приостановки санкций". К концу 2000 года надежда исчезла. Правительство Джорджа Буша открыто заговорило о намерении свергнуть Саддама.
Через два месяца после 11 сентября, когда в Вашингтоне уже шли дебаты о войне с Ираком, Next Century Foundation попыталась организовать в ООН встречу Хейна и иракского министра иностранных дел Наджи Сабри.
Генеральный секретарь этой благотворительной организации Вильям Моррис заявил: "Люди доброй воли пытались предотвратить войну, но я знал, что все это тщетно".