Буш создал глобальную сеть засекреченных исправительных учреждений с тысячами заключенных
Это назвали "неприемлемым", сказали, что это "не отражает сущность Америки". И все же - были ли пытки? "По моему личному впечатлению, имели место злоупотребления, что технически не равноценно пыткам", - сказал во вторник министр обороны США Дональд Рамсфельд. "Я не уверен, что корректно говорить о пытках, я не стану употреблять это слово".
В тот же день, когда Рамсфельд своим заявлением внес вклад в череду официальных высказываний в духе Оруэлла, сенатская комиссия по делам ВС собралась на закрытое заседание. Темой собрания были не только события в тюрьме Абу Грейб, но и военные тюрьмы и тюрьмы ЦРУ в Афганистане.
Комиссии стало известно о 25 случаях смерти узников и двух убийствах в Ираке. Члены комиссии узнали, что виновными в этих летальных случаях были контрактники и обвинений никому предъявлено не было. Никаких подробностей относительно контрактников сенаторы не узнали. Все равно как если бы на них были надеты колпаки.
Многие из сенаторов - и демократы, и республиканцы - были возмущены тем, что никто не понес наказания, и потребовали специального расследования, но руководство республиканской партии воспротивилось этому. Сенаторы хотели, чтобы Рамсфельд дал публичные показания, но и это требование тормозится республиканской верхушкой.
Администрация Буша получила отчет генерал-майора Антонио Тагубы, содержащий информацию о "злоупотреблениях" еще в марте, но куда больше была обеспокоена возможностью огласки, чем собственно содержанием отчета. Генерал Ричард Майерс, глава объединенного комитета начальников штабов, был командирован на канал CBS с миссией убедить их замять эту историю и не демонстрировать чудовищные кадры.
Они подчинились на две недели, но потом стало известно, что журнал New Yorker планирует опубликовать выдержки из отчета. Тогда Майерсу поручили принять участие в воскресных новостях и дать пояснения. Отвечая на вопросы во время передачи, он вынужден был признать, что сам так и не прочитал отчет, который вот уже несколько недель пытается скрыть от общественности.
Президент Буш, Кондолиза Райс и другие официальные представители американского правительства, будучи не в состоянии скрывать скандальную информацию, пустились в обильные извинения и поторопились назначить интервью на арабском телевидении. Пока что никого не увольняли. Представители администрации, в основном, упирали на то, что упомянутые "злоупотребления" представляют собой отклонение от нормы. На самом же деле Абу Грейб - это закономерность, следующая из политики администрации Буша.
Буш создал, по сути, новый "гулаг". Он простирается от Афганистана до Ирака, от тюрем в Гуантанамо до секретных тюрем ЦРУ по всему миру. Возможно, в Ираке 10 тысяч заключенных, в Афганистане - тысяча, а в Гуантанамо - почти семьсот, но точных цифр не знает никто. В отношении них закон разрешает любые действия, которые исполнители сочтут необходимыми.
Армия США приняла Женевскую конвенцию после Второй мировой войны, потому что она защищала интересы американских солдат, если считать их военнопленными. Однако администрация Буша признала узников Гуантанамо "боевиками противника". Рамсфельд распространил это определение - которое по мнению правозащитников является "черной дырой в законе" - на Афганистан и Ирак. Эта система открыто противоречит условиям конвенции.
Существует два конфликтующих образа американской демократии: один - парадоксальный, предполагающий возможность дискуссии и определенные пределы; другой - претендующий на всезнание, даже мессианство, не нуждающийся ни в каких ограничениях из-за своей безупречности и не признающий никакой ответственности.
"Это единственное место, где были сделаны фотографии, - говорит Том Малиновский, правозащитник из Вашингтона и бывший сотрудник Совета национальной безопасности. - До тех пор пока люди не увидели этих фотографий, это не считалось темой, достойной обсуждения".