В России в будущем президент и премьер будут образовывать так называемую "тандемократию" - но при этом не обойдется без пробы сил
На самом деле предсказать пока можно только сам ритуал, и он будет проходить так же, как и во все предыдущие разы. В среду состоится инаугурация вновь избранного президента Дмитрия Медведева, как до него происходила церемония вступления в должность его предшественника и будущего премьер-министра Владимира Путина в 2000 и 2004 годах. Почетный караул внесет в Андреевский зал Кремля российский флаг и штандарт главы государства. Медведев, чей путь из Белого дома в Кремль будет транслироваться в прямом эфире при помощи двух операторских кранов, взойдет на подиум и принесет клятву верности россиянам на Конституции Российской Федерации, которую он получит из рук председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина. Затем будет исполнен гимн, Медведев выступит с короткой речью, и будет дан артиллерийский салют из 30 залпов. После этого у России будет новый президент.
За исключением этого пока ничего не ясно. После победы Медведева на выборах два месяца назад над страной нависла мучительная тишина. Политические аналитики гадают, общение власть имущих с народом - которое и до этого было скорее скудным - вообще сошло на нет.
За кулисами, однако, полным ходом идут приготовления к эксперименту, примеров которому за всю российскую историю не существовало: в четверг, на следующий день после инаугурации, Медведев назначит Путина премьер-министром. Российский парламент, Дума, соберется на досрочное заседание, чтобы утвердить кандидатуру Путина в этот же день. В стране начнется двоевластие, или, как иронизируют некоторые наблюдатели, "тандемократия".
Первые структурные элементы новой архитектуры власти заметны уже сейчас, а самый большой кирпич, бесспорно, был заложен уже тогда, когда Путин согласился возглавить прокремлевскую "Единую Россию". Партия, сотворенная Кремлем по инициативе Путина, после срежиссированных декабрьских парламентских выборов имеет в Госдуме две трети голосов, то есть конституционное большинство. Тем самым в руках Путина как премьера не только будет сосредоточена исполнительная, но и законодательная власть, как лидера крупнейшей партии. Он отказался от членства в партии, таким образом "Единая Россия" была вынуждена специально исправлять партийный устав, чтобы, с одной стороны, разрешить нечлену партии занимать пост ее главы, а с другой - наделить Путина расширенными полномочиями.
Согласно конституции и обычаям постсоветской России, глава правительства является лишь высокопоставленным чиновником, которого президент может как назначать, так и отправлять в отставку. А теперь при помощи доминанты "Единой России" в парламенте Путин может добиться изменений в конституции и даже процедуры импичмента Медведеву - в случае, если между ними пробежит черная кошка. Такую вероятность не рассматривает ни Путин, ни Медведев, хотя последний недавно заявил о том, что хочет видеть в России более одной или двух всесильных партий, что было расценено как признак определенного неудовольствия.
Поскольку и в других областях Путин расширил сферу своего влияния как будущего премьера, добавив к ней до сих пор являвшиеся исконно президентскими сферы. Например, хотя региональные губернаторы будут, как и раньше, назначаться президентом - прямые выборы губернаторов Путин отменил - но оценку их деятельности Путин перепоручил в свои последние дни на президентском посту Белому дому. Только в прошлом году он издал указ о том, что губернаторы должны отчитываться об успехах проделанной работы по 70 иногда доходящим до абсурда детальным критериям перед комиссией, созданной при кремлевской администрации. А теперь губернаторы должны будут докладывать перед кабинетом министров, то есть перед Путиным, например, о том, сколько учеников сдали Единый государственный экзамен или какое количество россиян регулярно занимаются спортом.
То, что на первый взгляд кажется бюрократической казуистикой, на самом деле позволяет Путину держать под контролем регионы. Как пишет "Независимая газета", Путин остается "главнокомандующим губернаторского корпуса". А так как практически все региональные парламенты находятся под контролем единороссов, это влияние может усилиться еще больше. Путин расширяет сферу своего влияния не при помощи ломающих принципы изменений, а путем отдельных смещений. В конце концов, любое резкое движение по захвату власти может быть воспринято как вотум недоверия предложенному им самим кандидату в президенты. При самом неблагоприятном стечении обстоятельств он бы просто убрал с дороги своего ставленника еще до того момента, как тот въедет в Кремль.
На первый взгляд законопроект Владимира Плигина, председателя парламентского комитета по конституционному законодательству, выглядит скорее символическим. Плигин предложил путем внесения поправок в полторы сотни законов передать 500 полномочий от правительства к "уполномоченным органам исполнительной власти". Уже 20 мая Дума рассмотрит этот законопроект. Газета "Новое время" добавляет, что аналитики уже давно ломают головы над тем, как соотносится вся эта рутина бесконечных ратификаций договоров и визирования документов со статусом Путина как "национального лидера".
Наблюдатели не сомневаются в том, что освобожденная от технического балласта должность предоставит Путину больше свободного пространства для политической деятельности. Пресс-служба Белого дома пополнится пресс-службой Кремля. Дмитрий Песков, в настоящее время занимающий пост заместителя пресс-секретаря президента и ответственный за связь с международными СМИ, станет главой пресс-службы правительства. То есть Путин не намерен концентрироваться на местной публике. Кроме того, по информации издания "Газета", число вице-премьеров будет увеличено до 11, одним из них станет Игорь Сечин, в настоящее время занимающий должность заместителя главы президентской администрации и считающийся одним из самых влиятельных людей в стране. Политологи уже ведут дискуссии о том, не приведет ли эта перегруппировка к смене президентской системы на парламентскую - возможность, которую будущий президент Медведев категорически отвергает.
Во всем остальном о планах Медведева известно прежде всего то, что конституция наделяет его практически монархическими властными полномочиями. Российский президент возглавляет Совет безопасности, назначает министров и армейское командование, федеральных судей и генерального прокурора. Кроме того, к исконно президентским обязанностям относится и внешняя политика. Но именно здесь Медведев унаследовал груду осколков.
Хотя России - в том числе и благодаря высоким ценам на энергоносители - и удалось вернуться на международную арену, но отношения с Америкой, Европой и даже с большинством соседей по СНГ прохладные, а отношения с такими важными партнерами, как Великобритания, вообще катастрофические. Назревает конфликт вокруг запланированной американской системы ПРО в Польше и Чехии, по вопросу о правах человека, политики в отношении Ирана и расширения НАТО - от воодушевления Запада в отношении России, наметившегося в эпоху Ельцина и первые годы президентства Путина, не осталось и следа. О России в отношении Запада можно сказать то же самое.
Первый иностранный визит нового шефа Кремля будет нанесен, в том числе и поэтому, не в страны Запада, а в Казахстан, являющийся одним из самых крупных поставщиков энергии, и в Китай, один из важнейших покупателей энергии. Европейцев Медведев будет принимать на родной земле, во время саммита Россия-ЕС, который пройдет в Ханты-Мансийске в Сибири. Но не все сожалеют по поводу этого отворачивания от Запада. Тот факт, что Россия и Грузия в ходе обострившегося в последние дни конфликта вокруг мятежной республики Абхазии против собственного желания могут оказаться в состоянии войны, которая не нужна ни Грузии, ни России, по мнению дипломатических наблюдателей, может быть делом рук кремлевских ястребов. Им не по нраву новое направление, теперь они хотят направить якобы либерала Медведева на более жесткий курс.
Бесспорно, успех Медведева в качестве главы государства и его выживание как политика будет в будущем зависеть и от того, каким образом он будет выстраивать отношения с "силовиками", представителями спецслужб. Последние расколоты на противоборствующие кланы, например, вокруг ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков или Следственного комитета при Генпрокуратуре, во главе которых стоят давние друзья Путина. В последние годы они заимели собственные экономические интересы и вообще стали жить собственной рискованной жизнью, которую больше не в силах контролировать сам Путин. Теперь осенью будет реализован старый план по созданию суперследственного ведомства по принципу американского ФБР, которое должно будет положить конец междоусобице. Медведев, который, в отличие от Путина, не является выходцем из спецслужб, по некоторым данным, уже одобрил этот план.