Москва сегодня, как вчера Белград, отказывается снять с повестки дня свои империалистические амбиции и делает попытку восстановить прошлое, пишет Изабель Лассе, постоянный автор Le Figaro.
С самого начала украинского кризиса Москва оправдывала свои действия, отсылая к предоставлению независимости Косово - маленькой республике, восставшей против власти Белграда в конце 1990-х годов. Владимир Путин, уверенный в том, что отделение было организовано Западом, превратил историю с Косово в прецедент и приказал изменить границы в "подбрюшье России", пишет Лассер. "Вчера был Крым, сегодня - Восточная Украина, завтра, возможно, будет Приднестровье", - говорится в статье.
"Косово и Крым - совершенно разные истории, - продолжает автор. - Референдум по независимости Косово состоялся через 10 лет после военной интервенции против Сербии. Ничего общего с "блицкригом" Владимир Путина в Крыму, отделением, навязанным в условиях военной оккупации, в ходе референдума, организованного в спешке. При этом никто не совершал насильственных действий в отношении пророссийски настроенных жителей. Еще одно отличие от Косово: Россия стала гарантом территориальной целостности Украины, подписав в 1994 году Будапештский меморандум", - говорится в статье.
"Существуют тревожные параллели с событиями, которые привели к войнам в Хорватии и Боснии в начале 1990-х", - пишет автор. Ныне "Путин посеял недовольство среди русских меньшинств востока Украины", говорится в статье. Первый, как и второй, предоставляли финансовую помощь, поставляли оружие и обеспечивали политическую поддержку сепаратистам, подталкивая их к восстанию. "Это крайне опасная политика: когда поджигают фитиль, неизвестно, как его погасить. Очень часто ставленники выходят из-под контроля своих хозяев. Если Путин решит пойти на компромисс с Западом, ничто не говорит о том, что он сумеет его навязать пророссийским активистам", - комментирует один из экспертов.
Идеологии двух лидеров можно считать родственными. Белград и Москва - столицы двух православных народов, долго живших при коммунистических режимах и так и не смирившихся с распадом своих стран, Югославии и СССР. От Великой Сербии до Великой России, проекты Милошевича и Путина очень похожи. В Москве сегодня, как и в Белграде вчера, в этих двух бывших центрах империй, отказываются мириться с понижением статуса и предпринимают попытки реставрировать прошлое путем реализации своих имперских амбиций. Милошевич воспринимал Косово как историческую колыбель Сербии. Так же относится Путин к Украине, которую во времена царской империи называли Малороссией - "маленькой Россией", - пишет автор статьи.
"Третий мандат Владимира Путина идеологически окрашен. Президент хочет оставить России наследство", - говорит эксперт по региону. Построенная на мечтах XIX века, на захвате земель, великосербская идеология ввергла бывшую Югославию в хаос и привела к поражению ее вдохновителей. Какая судьба ждет Россию и Владимира Путина?