"В четверг в древнем амфитеатре российские оркестранты, одетые в черное, выступили перед толпой, затаившей дыхание. Но обстановка была далеко не романтическая", - пишет обозреватель The Washington Post Ишаан Тхарур, описывая концерт оркестра Мариинского театра в Пальмире.
Почти год Пальмира, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, оставалась под властью экстремистов из "Исламского государства" (террористическая организация, запрещенная в РФ. - Прим. ред.).
В конце марта силы президента Асада и содействующие ему формирования при поддержке России отвоевали Пальмиру. Джихадисты "считают большую часть того, что уцелело от домусульманской античности, несовместимым со своей пуританской верой; они устраивали напоказ массовые казни среди руин, а часть археологического комплекса взорвали", напоминает издание.
"После изгнания боевиков официальные лица Москвы и Дамаска возвеличивали спасение Пальмиры как знак правоты своего дела перед лицом насилия фундаменталистов", - пишет автор.
В четверг президент Путин, обращаясь по видеосвязи к зрителям на концерте в Пальмире, "заявил, что теперь мир должен объединиться вокруг Сирии, чтобы отреставрировать эти исторические памятники в знак надежды в борьбе против терроризма", сообщил из Пальмиры корреспондент Эндрю Рот.
Тхарур комментирует: "Символический смысл очевиден. И сирийский режим, и его кремлевские покровители увязывают это предполагаемое спасение наследия человечества со своими военными кампаниями в Сирии. Разумеется, о других аспектах войны они говорят потише - в том числе о безжалостных бомбежках, которым силы режима подвергают гражданские районы; при этих бомбежках погибло бесчисленное множество людей. Более того, в тени руин Пальмиры находилась печально известная тюрьма, где при власти Хафеза Асада, отца Башара, были подвергнуты пыткам и убиты сотни заключенных. Джихадисты взорвали тюрьму - таков был акт их собственной пропаганды".
Автор замечает: на Ближнем Востоке разные поколения лидеров-автократов охотно извлекали политический капитал из славы далекого прошлого. Особенно те, кто стремился формировать националистические настроения, не связанные с исламом. Так, Саддам Хусейн позиционировал себя как наследник древних царей Месопотамии, пишет автор. По некоторым сведениям, в 1990 году Саддам отождествил себя с аккадским царем Саргоном Великим. В Вавилоне, среди древних руин, он воздвиг дворец в честь царя Навуходоносора II с надписью: "Построено Саддамом, сыном Навуходоносора, во славу Ирака".
Сегодня сторонники египетского президента Ас-Сиси называют его новым фараоном, который спас страну из лап "Братьев-мусульман".