Москва требует, чтобы ей выдали чеченцев, считающихся "террористами"
"Нам объявлена война. Она без фронтов, границ, без видимого противника. Но это война". В таких выражениях министр обороны РФ Сергей Иванов изложил во вторник 5 ноября в интервью газете "Известия" точку зрения российских властей на ситуацию, сложившуюся в результате драматического захвата заложников в Москве.
Наши двусторонние отношения будут в возрастающей степени зависеть от подхода того или иного государства к проблеме терроризма, ? добавил он. ? Это уже заметно после двух нот протеста, заявленных нашим министерством иностранных дел".
В рамках ответных действий, которые, согласно российским комментаторам, напоминают американский ответ на удары 11 сентября 2001 года по Нью-Йорку и Вашингтону, Россия готовит целый арсенал мер, представленных как контратака на "терроризм". В Чечне объявлена "широкомасштабная" операция. Готовится изменение российской "доктрины национальной безопасности", призванное предоставить Вооруженным Силам новые полномочия в "контртеррористической" борьбе. На международной арене Москва усиливает нажим на ряд стран, пытаясь зажать "в тиски" зарубежные чеченские представительства.
Министра обороны Дании Лене Эсперсен ожидали во вторник в Москве. Дискуссии, в частности, должны были развернуться вокруг российского требования об экстрадиции спецпредставителя президента Чечни Аслана Масхадова ? Ахмеда Закаева, арестованного 30 октября в Копенгагене по требованию российских властей. Дания сочла "недостаточными" "доказательства" обвинений в "вооруженном мятеже, создании незаконных вооруженных формирований и покушении на жизнь представителей правопорядка", выдвинутых Москвой против Закаева.
Похолодание в отношениях с Данией, страной, председательствующей в Европейском Союзе, наблюдается со времени проведения в Копенгагене 25?28 октября Всемирного чеченского конгресса, участники которого призвали к политическому урегулированию конфликта на Северном Кавказе. Франция также не избежала предупреждений. Ее посол в Москве Клод Бланшмезон был вызван 27 октября в российский МИД, где ему было заявлено о "серьезной озабоченности" Москвы фактом проведения 26 октября в Париже в помещении театра "Де ля Коллин" собрания, посвященного Чечне.
В свою очередь, бывшая советская республика Грузия, вновь вызвала на себя огонь критики. Москва требует экстрадиции 8 чеченцев, задержанных в августе в Грузии при попытке пересечь российскую границу. Европейский суд по правам человека попросил Грузию воздержаться от экстрадиции арестованных, которые считают, что в России их жизни угрожает опасность. У Москвы этот факт вызывает тем большее раздражение, что "поступила информация о передаче грузинскими властями США международных террористов, связанных с "Аль-Каидой". Россия объявила, что она потребует от Катара выдачи другого чеченского представителя, Зелимхана Яндарбиева. Давление было также оказано на Эстонию и Латвию с целью закрытия местных "чеченских представительств". На выполнение этого требования уже пошел Азербайджан.
Российское правительство заявляет, что оно "очень надеется" на то, что США занесут "чеченские группировки" в свой список террористических организаций. "Такое решение стало бы практическим выражением не только укрепляющегося российско-американского партнерства, но и практическим свидетельством действенности международной антитеррористической коалиции", ? говорится в заявлении МИД. Посол США в Москве Александр Вершбоу недавно заявил, что чеченский президент Аслан Масхадов "полностью дискредитирован, как и члены его окружения. Они не могут быть партнерами на переговорах по урегулированию в Чечне, так как они связаны с терактом в Москве". Этот дипломат тем не менее добавил, что чеченскую проблему "не решить одними лишь военными средствами".