Между силовиками и олигархами, между произволом власти и мафиозным богатством, между Путиным и Ходорковским выбирать не приходится. Не следует удивляться тому, что государство, всегда бывшее деспотическим и даже тоталитарным, не превращается в одночасье в либеральную демократическую страну с рыночной экономикой.
Путин, похоже, делает шаг назад, возвращаясь к царистскому авторитаризму под предлогом установления "диктатуры закона" вместо диктатуры пролетариата. Он посматривает в сторону Китая, которому удается сочетать однопартийный режим и сильное государство с экономическим подъемом и привлечением иностранных капиталов. Многие в стране и до него говорили, что русские являются в той же степени азиатами, в какой и европейцами.
Однако вышесказанное должно побудить европейцев более внимательно приглядеться к такому специфическому партнеру, каким является господин Путин. Это не значит, что к России нужно повернуться спиной. Но нет никаких причин давать хозяину Кремля причастие без исповеди, как это сделали вчера в Риме Берлускони и Папа.
Конечно, с Россией нужно сотрудничать - в борьбе с терроризмом, против распространения ядерного оружия, против мафии (как и в решении иракского вопроса). Но это не значит, что нужно соглашаться со всеми шагами ее нового самодержца. Особенно с тем, что он продолжает терроризировать чеченцев и затыкать рот своим критикам и соперникам.
Поэтому мы ждем от президента Французской Республики, чтобы завтра он осмелился без стеснения сказать своему собеседнику, пришедшему с холода, что, вернувшись к деспотическому прошлому, Россия не сможет ни провести необходимые экономические реформы, ни добиться "стратегического сближения" с Западом, инициатором которого российский лидер себя считает.