В начале марта, когда американские солдаты уже были подтянуты к иракским границам, а дипломаты продолжали спорить о войне, влиятельный советник Пентагона получил секретное послание от ливано-американского бизнесмена Имада Хейджа: Саддам Хусейн хочет заключить c США сделку.
Этот бизнесмен передал послание высокопоставленных иракских чиновников: они утверждали, что у Ирака более нет оружия массового поражения, предлагали впустить в Ирак американские войска и экспертов, чтобы удостовериться в этом, обещали выдать человека, обвиняемого в причастности к теракту во Всемирном торговом центре в 1993 году, и даже провести выборы. Все эти меры, заявляли иракцы, одобрены Саддамом Хусейном.
Это была последняя попытка иракцев завязать диалог с администрацией Буша по тайным каналам.
Информация Хейджа вызвала некоторый интерес у Ричарда Перла, советника Пентагона, и вскоре он встретился с Хейджем в Лондоне.
Перл попытался заручиться одобрением ЦРУ, чтобы встретиться с иракцами лично, однако представители управления заявили, что не хотят идти по этому пути, так как они поддерживают собственные контакты с Багдадом. "Скажи им: увидимся в Багдаде", - так Перл понял их наказ.
Перлу показалось странным, что иракцы решили использовать столь сложный путь, чтобы обсудить такое поразительное предложение с американской администрацией, однако бывшие офицеры разведки США указывают, что многие арабские лидеры традиционно ценят секретные каналы связи. А в сложившейся ситуации иракцы были напуганы угрозой войны и наконец начали относиться к этому серьезно, рассказал Хейдж в одном из недавних интервью.
Имад Хейдж, христианин, родился в Бейруте в 1956 году, бежал из Ливана в США в 1976 году после начала гражданской войны. Он получил американское гражданство, создал свою страховую компанию и постепенно вошел в ливано-американские политические круги. В конце 1990-х он перевез свою фирму и семью в Ливан.
В итоге благодаря его чутью у него завязались важные контакты и в арабском мире, и в Америке. Он познакомился с Мухаммедом Нассифом, высокопоставленным чиновником сирийской разведки и советником президента Башара Ассада, а также подружился с другим американцем ливанского происхождения, Майклом Малуфом, который работал аналитиком в Пентагоне в разведывательном отделе, созданном для поиска выходов на "Аль-Каиду" и такие страны, как Ирак. При администрации Рейгана Малуф работал в Пентагоне под началом Перла.
Именно Малуф помог Хейджу организовать встречи с Перлом и Джейми Дернаном, советником заместителя министра обороны Пола Вулфовица.
В числе иракцев, которые просили Хейджа передать послание в Вашингтон, был Хассан аль-Обейди, глава внешних операций иракской разведки. Он приехал в офис Хейджа в Бейруте и заявил, что иракцы хотят сотрудничать с американцами и не могут понять, почему американцы сосредоточены на Ираке, а не на таких странах, как Иран, давно поддерживающий терроризм. Ирак готов к сделке во имя предотвращения войны, подчеркнул Обейди.
"Если все это из-за нефти, мы можем обсудить с США уступки в этой сфере, - сказал он. - Если все это из-за мирного процесса (на Ближнем Востоке), мы можем договориться. Если все это из-за оружия массового поражения, пусть американцы пришлют своих людей. У нас нет оружия массового поражения".
Обейди предложил направить в Ирак 2 тысячи агентов ФБР, а когда узнал, что США полны решимости отстранить Саддама Хусейна от власти, то пообещал провести в стране выборы в течение ближайших двух лет.
За этой встречей последовала еще одна встреча с Обейди, на которой он вновь озвучил готовность Ирака к уступкам. Это предложение исходит от самых высших чинов иракского правительства, отметил он.
Через неделю Хейджа пригласили в Багдад и привезли в большое хорошо охраняемое строение, где его встретил седой человек в военной форме. Это был Тахир Джалил Хаббуш, директор иракской разведки, занимающий 16-е место в американском списке разыскиваемых иракских лидеров.
Хаббуш предложил выдать США Абдула Рахмана Ясина, которого в США обвиняют в причастности к теракту 1993 года в ВТЦ - после теракта он бежал в Ирак, а США предложили за его голову 25 млн долларов.
19 февраля Хейдж направил Малуфу в Вашингтон по факсу трехстраничный доклад о своем путешествии в Багдад. Он сообщал, что с американцами хочет встретиться не только Хаббуш, но и Тарик Азиз, и что ради предотвращения войны иракцы готовы пойти на уступки в пяти сферах, включая нефть, сотрудничество в борьбе с терроризмом и полную поддержку любых американских планов в арабо-израильском мирном процессе.
Все это Хейдж донес до Перла. Недавно Перл сказал, что тогда ему сложно было поверить в то, что Саддам Хусейн стал бы делать столь серьезные предложения через такой канал: ведь были и другие, включая русских, французов, саудовцев:
Хейдж, регулярно выходивший на связь с иракцами, продолжал передавать их сообщения Малуфу. В одной из докладных Перлу, составленной в середине марта, Малуф указывает, что Обейди и Хаббуш готовы встретиться с Перлом в Бейруте как можно скорее.
Однако эта встреча так и не состоялась, а 20 марта началось вторжение. Хейдж не может выбросить из головы вопрос о том, как развивались бы события, проведи американцы эту встречу.
"Они могли, по крайней мере, просто поговорить с ними", - замечает он.