Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 ноября 2006 г.

Витторио Зуккони | La Repubblica

Маленький Нюрнберг с оглядкой на выборы

Тщательно подведенная к уже написанному, но отложенному до определенной даты приговору, чтобы положительно повлиять на ход избирательной кампании партии президента, иракская пародия на Нюрнбергский судебный процесс завершилась вынесением смертного приговора. Все было организовано с одной очевидной целью: постфактум узаконить оккупацию Ирака и доктрину смены режима, а также силовое свержение деспотов, достаточно слабых, чтобы не опасаться ответных мер. "Прекрасный день для Ирака", "триумф демократии" - смог сказать Буш по поводу обещания повесить врага семьи. Буш наслаждается столь желанной вендеттой против человека, который "попытался убить моего папу", как он объяснял в ходе избирательной кампании еще шесть лет назад.

"Маленький Нюрнберг", организованный под контролем оккупационных властей и вынесший первый приговор после того, как поменялись 4 председателя суда, потому что были не слишком подготовлены, вероятно, станет первым солнечным днем для Белого дома за три года безнадежных ожиданий и постыдного фиаско с "оружием массового поражения". Но это и сведение счетов семьи Буш с человеком, который олицетворял собой не только военный вызов, но и оскорбление клану, клану Бушей, который рассматривает поражения и осмеяния как оскорбление всей группе. Насколько безмятежной стала обстановка, в то время как тот же осужденный военный преступник заботится о том, чтобы призвать своих сторонников - баасистов и представителей своего собственного клана Тикрити - отказаться от насилия, свидетельствуют 73 трупа суннитов, убитых шиитскими эскадронами смерти, и вооруженное нападение на личную охрану номинального президента страны Талибани, избежавшего смерти в эти часы.

Но луч света, который администрация Буша и сын, мстящий за отца, искали и нашли, на протяжении всего воскресного дня освещал экраны телевизоров, распространяя атмосферу пессимизма, катастрофической мрачности, окутавшей последние часы перед завтрашним голосованием. Динамика нового метода делания политики во времена интернета и круглосуточных новостных каналов проявляется в постоянном навязывании информации. Держать под контролем заголовки, картинки, комментарии и срочные выпуски новостей непосредственно накануне голосования особенно важно, потому что треть избирателей, прежде всего независимые и не определившиеся, принимают решение: голосовать или нет - или же в самый последний момент решают, за кого голосовать. В том числе и по этой причине ценность результатов опросов, проводившихся в последние недели или дни, достаточно сомнительна.

И в новостных блоках этого предвыборного уикенда, естественно, доминировало лицо бородатого, сильно взволнованного человека, рычащего "демона Месопотамии", о котором американцы (и избиратели) позабыли, и теперь его показывают как икону зла, перед которой надо осенить себя крестом и проголосовать за республиканцев, партию "войны с террором". Идея заключается в том, чтобы убедить достаточное количество избирателей, что "голосовать за демократов - значит голосовать за Саддама". Все еще существует надежда на то, что Саддам способен вызывать страх, потому что это президентство Буша было построено на страхе, а народ уже переставал, с огромным риском для правых, испытывать страх. Пригодилось и правосудие, хотя приговор совершившим преступления против человечности неизбежно был бы вынесен еще месяц назад или в декабре. Но в непрерывном потоке новостей, привлекающих мимолетное внимание публики, эти сообщения, вероятно, не окажут никакого влияния на избирательный процесс.

Режиссеры "Нюрнберга на Евфрате", однако, надеются, что граждане, которые придут завтра на избирательные участки и встанут перед экранами компьютеров - действующих по принципу "дотронься и проголосуй", - будут помнить лицо этого неистового бородача. Бородача, который сыпет угрозы, разглагольствует, взывает к величию Аллаха, которого он игнорировал, когда возлагал свою веру на секретную полицию, на членов своей партии и нервнопаралитический газ. И взывает к национальной гордости Ирака, страны, которую он сам разрушил и унизил, ввергнув в бесполезную бойню войны против Ирана, при одобрении и поддержке Вашингтона, и толкнув потом к безумной оккупации Кувейта.

Но Саддам-реалити-шоу, которое предвкушали Буши, в этом зале kangaroo court, "суда кенгуру" (англ. - "инсценировка судебного заседания", "неправедный суд", "Шемякин суд". - Прим. ред.), как говорится на жаргоне законников, когда судьи умело обходят процедуры и кодексы, совсем как кенгуру, в большей степени предназначалось американской публике, чем иракцам, которые уже давно поняли, что старый "тикритский демон" - вчерашняя история и что вопрос "жить или умереть" теперь решают банды и военизированные формирования, которые сражаются на улицах городов и являются хозяевами территории. Даже страх, что смертный приговор тирану может ускорить уже начавшуюся несколько месяцев назад гражданскую войну, воспринимается как очередной предлог, чтобы ввести комендантский час в городах и провинциях, где, как говорят свидетели, он уже давно действует: и лишь безумцы и преступники осмеливаются выйти вечером на улицу.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru