Переговоры по Косово входят в решающую заключительную стадию. Вчерашний венский раунд снова закончился без каких-либо серьезных результатов. Наоборот: вместо решения регионального конфликта вырисовывается сценарий масштабного балканского кризиса
Косовская "тройка", состоящая из американских, европейских и российских эмиссаров, постепенно оказывается в цейтноте: до запланированного окончания переговоров 10 декабря остается каких-то 5 недель; после 7 раундов переговоров, начавшихся в августе, до сих пор не наметилось единогласного решения о будущем албанской провинции, с точки зрения международного права все еще относящейся к Сербии. Возросшее давление на стороны конфликта не принесло результата, поскольку Сербия всегда могла рассчитывать на поддержку России, а косовские албанцы - на поддержку США и ЕС.
Модель Гонконга, предложенная Белградом
Президент Сербии Борис Тадич и премьер-министр Воислав Коштуница представили в Вене как "знак доброй воли" пример бывшей британской колонии Гонконга: Сербия и ее мятежная провинция должны взять на вооружение модель "две системы - одно государство". Косовская делегация отклонила это предложение. Однако белградское руководство не отказалось в Вене от своей позиции - согласиться на решение этого вопроса только в рамках ооновской резолюции 1244: согласно этой резолюции, Сербии и в дальнейшем гарантируется целостность ее границ. В этой связи, по словам сербского руководства, для Косово не может идти речи о провозглашенной в одностороннем порядке независимости, а только о "широкой автономии".
"Тройка" ничего не добилась в Вене и своими предложениями. Германский дипломат Вольфганг Ишингер, представитель от ЕС в "тройке", заверил: "Мы упорно работаем и будем работать до последнего дня". В документе, состоящем из 14 пунктов, переговорщики хоть и избегают слова "независимость", но Белград все же заострил свое внимание на формулировке, согласно которой Сербия в Косово - которое вот уже 8 лет управляется силами ООН - в будущем не будет больше "представлена физически". Ишингер даже предложил модель подписанного в 1972 году Основополагающего договора между Берлином и Бонном. Другими словами, как в свое время ГДР и ФРГ, так и Сербия с Косово должны признать друг друга суверенными государствами. Сербия отклонила и это предложение.
Провокации с обеих сторон
Высказывания сербского премьера Коштуницы даже привели к обострению конфликта, когда он связал вопрос вокруг статуса Косово со стремлениями к отделению Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины. США и ЕС в этой связи предостерегли Коштуницу от дальнейших нападок на государственную целостность Боснии и Герцеговины. Умеренный прозападный сербский президент Борис Тадич однако поддержал в одном из интервью премьера: "Я не могу объяснить своим соотечественникам, почему 2 млн косовских албанцев должны получить свое собственное государство, а 2 млн боснийских сербов нет". В Сербии Косово давно стало вопросом власти. В январе должны состояться президентские выборы, на которых победу прочат Тадичу - на сегодняшний день его поддерживают 55% избирателей - однако в случае отделения Косово за несколько недель до выборов на победу может надеяться антизападный националист Томислав Николич.
Премьер Косово Агим Чеку заявил вчера в Вене: неважно, чем закончатся переговоры, после 10 декабря будет провозглашено государство Косово. "Наше терпение на исходе". США и ЕС готовы признать независимость края, если с Сербией так и не будет достигнут компромисс. "Германия также признает Косово", - сообщала вчера выходящая в Приштине газета Koha Ditore, ссылаясь на анонимный источник в Берлине.