Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 ноября 2007 г.

Петер Штурм | Frankfurter Allgemeine

Пакистан в тупике

Курс, который избрал президент Мушарраф, введя в конце недели режим чрезвычайного положения, не может привести к цели. Политик Мушарраф хоть и заговорил о демократии, которую следует развивать в стране, но теперь на сцену снова вышел генерал Мушарраф, который, как и в прежние времена, считает, что "демократия" в Пакистане - это не что иное, как господство армии над политикой.

И дело не в том, что кто-то в самом Пакистане или за границей станет оплакивать свергнутых некогда военными известных политиков. Тем не менее в Пакистане сегодня возникла ситуация, требующая решения без участия армии.

Мастер громких слов

Самой очевидной и простой возможностью было бы лишить Первеза Мушаррафа любой поддержки и посадить на его место адекватного преемника. Но даже если бы таковой нашелся, на нем изначально висело бы клеймо иностранного - а точнее, американского - наймита. А этого не хотят даже самые заклятые враги Мушаррафа. Эксперимент с экс-премьером Беназир Бхутто закончился провалом с введением чрезвычайного положения. Она рискнула посягнуть на раздел власти с Мушаррафом, предусматривающий его отказ от поста главнокомандующего армией.

Госпожа Бхутто считается "светским", "либеральным" и "западным" политиком. Несмотря на то, что все эти качества многие в Пакистане категорически не приемлют, опыт с премьером Бхутто не обязательно повторится. И мастер громких слов, какой запомнилась Бхутто, не смогла усмирить коррупционный скандал - как бы ей этого ни хотелось. Она вернулась в Пакистан в обмен на гарантии, что обвинения в ее адрес будут сняты. Таким образом, изначально это было "грязным" стартом для нового "демократического" эксперимента в Пакистане.

Исламское государство, открытое миру

Будучи защитницей "политической чистоты", в последние месяцы она все чаще демонстрировала приверженность правосудию. И в понедельник с протестом против введения чрезвычайного положения выступили, прежде всего, адвокаты. В первую очередь противником того, чтобы во главе государства был генерал, выступил председатель Верховного Суда Ифтихар Чаудхри, однако собственного плана по гражданскому и демократическому будущему Пакистана Чаудхри пока не представил. Хватило и того, что он просто выступил против Мушаррафа и тем самым снискал симпатии многих демонстрантов.

На восприятие Пакистана генерала Мушаррафа мировым сообществом оказывают влияние военизированные исламисты, ослабляющие государственную власть. Они поддерживают талибов в Афганистане и предоставляют убежище международным террористам. И это восприятие не так уж ложно, по крайней мере, не совсем. Но существует не только этот отсталый Пакистан. Трудно сказать, насколько велика прослойка тех, кто хочет видеть страну с исламскими чертами, но в то же время открытой миру. И этого не узнать, если все будет продолжать так, как было на протяжении многих лет, поскольку армия, опираясь на почти феодальную элиту, всегда находила предлог для вмешательства в политику.

Здоровые политические силы

С самого начала возникновения государственности Пакистан существовал в условиях конфликта. В первые десятилетия он был поделен на западную и восточную часть - Бангладеш, которая в 1971 году провозгласила независимость. Затяжной конфликт с Индией, в том числе вокруг Кашмира, также способствовал дестабилизации обстановки в Пакистане, а также конфликту в Афганистане.

Внутри и вокруг Пакистана было допущено большое число ошибок, причем не одним человеком. Но исламизация страны в духе обращенной назад интерпретации ислама началась еще в те времена, когда Советская армия еще не вторглась в Афганистан и война за веру на пакистанской стороне границы еще массово не обеспечивалась оружием с Запада. Пакистанская армия и вызывающие неоднозначные оценки спецслужбы сильнейшим образом повлияли на создание в стране положения, с которым они сами оказались не в силах справиться.

Мушаррафу "удалось" постепенно натравить друг на друга практически все влиятельные политические силы в стране. Это создает для Запада практически нетерпимую ситуацию. Он не может делать ставок на генерала как в ближайшем будущем, так и в перспективе. Но он не может допустить и его свержения, поскольку в таком случае Пакистан окончательно рухнет в бездну вместе со своим ядерным арсеналом. Непосредственное вмешательство исключено по многим причинам. Таким образом, в случае с Пакистаном остается уже неоднократно безрезультатно высказанная надежда, что стране все же удастся собрать воедино необходимое количество политически здоровых сил и предотвратить, по крайней мере, наихудшее. Если правда то, о чем Мушарраф заявил, обосновывая введение чрезвычайного положения - что он чувствует себя обязанным соблюсти главенство закона - это означает, что сделан хотя бы первый шаг.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru