"Я только что получил письмо от министра иностранных дел Румынии: он утверждает, что в итальянском декрете (о депортации румын) слишком много спорного, указывает на расплывчатость гипотез об угрозе безопасности и говорит, что неясно, что подразумевается под чрезвычайными ситуациями". А вы, председатель, что думаете по этому поводу? Франко Фраттини, заместитель председателя Еврокомиссии, сидя за своим огромным столом в кабинете на 12-м этаже во дворце Берлемон, не торопится с ответом: "Многое будет зависеть от того, какие уточнения будут внесены в текст в парламенте".
- Это так, но ведь речь идет о государственном законе. Будучи комиссаром ЕС по юридическим вопросам, что вы думаете по этому поводу?
- В целом это правильное решение, хотя некоторые положения следует уточнить. Следует указать основания для принятия отдельных мер, находящихся в компетенции префектов. Если человек неоднократно совершал преступления на территории Италии и живет в условиях нищеты, тем более если имеются доказательства насилия с его стороны в отношении окружающих, то совершенно очевидно, что речь идет об основаниях для срочной депортации. Решения, которые префект может принимать в каждом конкретном случае, могут быть обжалованы в суде, как и решения компетентного судьи. Но в декрете не дается четких объяснений, как это сделать.
- Были ли альтернативы?
- Это документ назревший. Чтобы убедиться в сложности ситуации, достаточно было взглянуть на лачуги, располагавшиеся на берегах Тибра. Мы оказались перед лицом объективных трудностей в плане противостояния при помощи имевшихся инструментов (проект закона от марта 2007 года) все нарастающему притоку румынских граждан. Оговорюсь, что многие из них исключительно честные люди. Результатом стала чрезмерная терпимость, за которую мы сейчас расплачиваемся.
- Теперь следует идти вперед?
- Парламент должен подтвердить декрет широким большинством, но и уточнить некоторые положения - например, применение в полной мере ограничительных норм к людям, не имеющим доходов.
- Объясните подробней.
- В директиве ЕС говорится, что нельзя находиться в стране больше трех месяцев без работы и заработка. Проблема заключается в том, что очень легко нарушать законы, особенно если нет доказательств даты въезда на территорию страны. Если въезд в страну осуществляется легальным путем, то факт приезда нетрудно проверить. В противном случае человек, привлекший интерес местных властей, должен привести доказательства, как долго он пребывает в стране. Помимо этого, необходимо ясно разъяснить, каковы критерии, на основании которых принимается решение о срочном выдворении из страны.
- В Риме говорят о коллективных мероприятиях по депортации, начиная с проституток и преступников.
- Этого нельзя делать. В обязательном порядке следует установить, в каждом конкретном случае, подпадает ли человек под статьи данного закона. Только лишь индивидуальный подход к депортации позволяет обеспечить судебную защиту каждому конкретному человеку.
- Вы говорите, что премьер-министр выражается не слишком ясно. А каково мнение оппозиции?
- Фини (Джанфранко Фини, лидер Национального альянса) не просит каких-то необычных вещей. Он хочет, чтобы за полицией были признаны права по определению экономического положения иностранца. Он предложил не ограничиваться выдворением только опасных субъектов и тех, кто не имеет средств к существованию. Он также высказался за снос бараков, выросших как грибы.
- И куда мы денем румын?
- Нелегалы могут быть направлены в центры временного содержания. Для других необходимо искать другое решение. Тот факт, что готового решения нет, не означает того, что бараки должны продолжать существовать.