Сразу после окончания холодной войны руководство КГБ Белоруссии, стараясь подольститься к прозападным реформаторам, ненадолго рассекретило досье Ли Харви Освальда - предполагаемого убийцы президента Кеннеди, повествует The New York Times. "Материалы столь изобиловали интимными подробностями, что читать их было больно", - пишет журналист Эндрю И. Крамер, ссылаясь на писателя Нормана Мейлера, который ознакомился с досье. Все два с половиной года, прожитые Освальдом в СССР в качестве перебежчика, КГБ следил за ним даже ночью.
В спальне квартиры Освальда в Минске имелся специальный глазок. За стеной, в соседней квартире, сидел соглядатай, поясняет издание. К досье приобщены стенограммы разговоров Освальда и его жены Марины в постели.
В последние годы опубликованы или ждут издания четыре новые книги о советском периоде жизни Освальда. Так, его минский приятель Эрнст Титовец опубликовал мемуары о том, как они знакомились с девушками. Любимым местечком был институт иностранных языков в 5 минутах ходьбы от дома Освальда - многие студентки говорили по-английски. По предположениям Титовца, КГБ намеренно поселил Освальда в этом месте, надеясь, что в постели американец выболтает, зачем на самом деле приехал в СССР.
Как бы то ни было, серьезные исследователи, в том числе Мейлер, пришли к выводу: КГБ не был причастен к убийству Кеннеди.
"КГБ лучше, чем сам Освальд, понимал, чего хочется Освальду. Эти люди отлично знали, что у него никогда не было ничего подобного настоящей семье, не было любящих отца и матери. В каком-то смысле они подарили ему целый мир", - говорит Питер Саводник, чья книга "Непрошеный гость" (The Interloper) готовится к изданию.
Если в США исследователи, изучающие убийство Кеннеди, обнаруживают лишь выжженную землю, то жизнь Освальда в Минске по-прежнему дает богатый материал, подчеркнул Саводник.
Первый президент Белоруссии Станислав Шушкевич был лично знаком с Освальдом - учил его русскому языку. В своих пока не опубликованных мемуарах Шушкевич пишет, что им никогда не разрешали встречаться наедине. "Это подкрепляет версию, что Освальд вряд ли мог быть советским агентом: иначе КГБ не следил бы за ним столь пристально", - говорится в статье.
Правда, автор книги "След бабочки" (2011) Александр Лукашук утверждает, что агентом КГБ был Титовец. Сам Титовец это отрицает.