Будучи проездом в Париже, лауреат Нобелевской премии по литературе, белорусский писатель и журналист Светлана Алексиевич дала интервью газете Le Monde.
В ходе беседы с корреспондентами газеты Светлана Алексиевич крайне критически высказывалась по поводу политики, проводимой Владимиром Путиным, ностальгически описывала советскую эпоху, сетовала о том, что на пути демократических преобразований возникают искусственные помехи.
Светлана Алексиевич, в частности, сказала, что Нобелевская премия по литературе никак не повлияла на ее работу. Она осталась той же, что и раньше: она подписывала письма в поддержку Алексея Навального и Надежды Савченко. "Это говорит о том, что мы живем в авторитарной системе, нет большой свободы действий. Можно получить три Нобелевские премии, и этого будет недостаточно, чтобы быть услышанной".
"С приходом дикого капитализма и нищеты никто не знает, что может произойти: будет ли это народное восстание, наступит ли еще более сильный национализм. Во всех поездках, которые я совершала, в Белоруссию, в Россию, на Украину или в Казахстан, я всегда сталкивалась с очень агрессивными людьми", - говорит писательница.
"Писать о том, что происходит в данный момент, при Путине, было бы чистой журналистикой. Я знаю, что я хотела бы писать о любви и о смерти, сейчас. Без мелодрамы, конечно же. И продолжать изучение моих современников... Быть может, наступит момент, когда надо будет говорить о человеке в мире, о животных, о космосе. Но русский мир еще дикий, и вопрос отношений между людьми остается главным. Пока множество проблем решается убийством. Вот уже 30 лет я сталкиваюсь с ужасными вещами, и я пытаюсь понять их смысл", - отметила Светлана Алексиевич.
"У меня три корня, - говорит Алексиевич, - украинские корни, белорусские корни и русская культура. Без русской культуры и философии я не была бы тем, кем являюсь. Мой "русский мир" отличается от "русского мира" Путина, это мир Шостаковича, Достоевского, Чехова, Ростроповича, Герцена. Что касается моего русского мира, он проходит через возросшую поддержку Украины западными странами. Успех Украины, ее трансформация станут лучшим аргументом против заявлений Путина. Я всегда считала, что война на Донбассе была военной агрессией против Украины, оккупацией. Нет никакого сомнения в том, что без Путина не было бы никакой гражданской войны на этой территории. Можно было бы привезти пять грузовиков с "калашниковыми" в Белоруссию, и там бы произошел такой же сценарий: всегда найдутся люди, готовые стрелять. Что касается Крыма, то здесь все намного сложнее. Я знала людей, которые, услышав новость о присоединении, плакали от радости. Но, чтобы узнать, что реально думают люди, следовало провести свободные выборы. Там русские просто пришли и захватили территорию", - уверена Алексиевич.
С приходом Путина, говорит писательница, интеллигенция начала испытывать страх: "Все ждали другого, не только лозунгов и перераспределения нефти между олигархами и друзьями Путина... Меня особенно беспокоит молодежь. Они водят красивые машины, носят хорошую одежду, но они остаются рабами. Это поколение поддерживает Путина, они повторяют его слова об унижении, о необходимости сильного лидера. Мы думали, что появятся другие люди, свободные люди... Быть может, надо еще подождать. Или же сначала должна измениться верхушка, и тогда исчезнет этот менталитет рабства... Наш долг, в любом случае, просвещать народ. Выйти на улицу и начать жечь покрышки - этого недостаточно. Люди думают, что для решения проблем нужен хороший руководитель. Когда-то народ выходил на улицы и кричал: "Ельцин! Ельцин!" Но ничего не изменилось. Свобода - это долгий и кропотливый труд. Это путь. Это причина, по которой я против революций, баррикад. Перемены должны осуществляться свободными людьми, в противном случае это может привести только к кровопролитию".