Президентские выборы в Чечне не помогут Путину разрешить конфликт
Как говорится в известном анекдоте, самыми заклятыми врагами советской власти, наряду с империализмом, были четыре времени года: зима, весна, лето и осень. В постсоветской России, судя по всему, самая острая угроза "победе демократии" - по крайней мере в том, что касается Чечни - исходит от четырех арифметических действий.
Дело в том, что по подсчетам московского фаворита - главы чеченской администрации Ахмада Кадырова - за него проголосовали едва ли не 80 процентов избирателей, в то время как по независимым опросам не менее 60 процентов граждан отвергают эту кандидатуру. К счастью Кадырова, ему не приходится опасаться конкурентов, поскольку они либо дисквалифицированы еще накануне выборов под сомнительными предлогами, либо вознаграждены высокими должностями за свой добровольный выход из предвыборной гонки.
В минувшие выходные российское государственное телевидение приложило все усилия, чтобы создать иллюзию нормализации в мятежной республике: элегантно одетые девушки, на каблуках и без платков, голосующие в избирательных кабинах, и улыбающиеся члены избирательной комиссии, которые, сидя за блестящими, отполированными столами, раздают избирательные бюллетени, защищенные от подделки аж четырнадцатью водяными знаками.
Однако упаковка не соответствует содержанию. С одной стороны, потому что интервью у дверей избирательных участков снимали таким образом, чтобы не было видно фона; иначе была бы показана картина разбомбленного города, кишащего тяжело вооруженными силами правопорядка и бронемашинами, которые пригнали на всякий случай. С другой стороны, потому что только неоспоримая власть имеет шансы развязать кавказский узел. Однако Кадыров есть точная противоположность такой власти; после ряда случаев коррупции и скандалов вокруг его "эскадронов смерти" он постепенно начинает вызывать тревогу даже у своих покровителей в Кремле.
Тот факт, что Москва, тем не менее, не дала ему отбой, связан с двумя причинами. Во-первых, нет альтернатив. Тот, кто мог бы набрать убедительное большинство, не нуждается в благословении Кремля, а тот, кто его имеет, не получит большинства. Во-вторых, Путин, который не решил неприятную чеченскую проблему и своим референдумом и иллюзорными выборами лишь врачует ее симптомы, перед лицом приближающихся общероссийских выборов хочет как можно быстрее взвалить ответственность за неудачу своего грубого "лечения" на самих чеченцев.