Межправительственная конференция до декабря текущего года может написать первую европейскую Конституцию и ввести новые правила правления на старом континенте. Обстановка на саммите, в котором приняли участие представители 25 государств, лишь на первый взгляд могла показаться ненапряженной: до подписания текста основного европейского документа они должны преодолеть все еще существующие разногласия по проекту конституции, представленному Жискар д' Эстеном.
Итальянское правительство, как подчеркнул вице-премьер Джанфранко Фини, хотело бы, что бы текст Конституции был подписан в Риме в середине декабря, до европейских выборов, назначенных на весну будущего года. В этой гонке против времени Италия, в качестве очередного председателя ЕС, уже заявила о том, что 14 октября представит первые предложения по изменениям в проект европейской конституции. Об этом сообщил Франко Фраттини, пояснив, что предложения коснутся трех тем, обсуждаемых сегодня: законодательный совет, количество советов министров и критерии назначения председателя.
Но добиться согласия между 25 государствами будет непросто. Уже сегодня политические лидеры отдельных стран и Романо Проди, как председатель Европейской Комиссии, подтвердили, что придерживаются ранее занятых позиций. Шесть "основателей" (Италия, Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) и Великобритания заявили, что не хотят, чтобы претерпели изменения основополагающие положения, содержащиеся в проекте Жискара, в то время как большая часть "малых " государств и "новых" членов ЕС, а также Комиссия Романо Проди подтвердили желание внести изменения в некоторые пункты проекта.
Самый мощный потенциально дестабилизирующий удар нанесли Мадрид и Варшава: речь идет об основах новой структуры власти, разработанной Конвентом, - системе двойного большинства, методе голосования, в ходе которого ЕС в составе 25 членов будет принимать общие решения.
Все или почти все политические лидеры, несмотря на явные противоречия, выступили с умиротворяющими заявлениями, выразив надежду на то, что, в конце концов, согласие будет достигнуто, возможно, уже в декабре. "Мы можем с оптимизмом смотреть на работу конференции", - заявил Сильвио Берлускони. "Сложилась благоприятная обстановка, чувствуется готовность и убежденность в том, что мы можем это сделать", - подчеркнул испанский премьер Хосе Мария Аснар.
"Во время заседания у меня возникло ощущение, что сложилась атмосфера единодушия", - отметил глава австрийского правительства Вольфганг Шессель, один из лидеров фронта "малых" государств. Однако в действительности ситуация не продвинулась вперед ни на сантиметр. Премьер-министр Люксембурга, известный своими шутками, говорил о "саммите, не достигшем успеха". Вместе с тем, как и на предшествующих переговорах по структуре управления ЕС, вполне вероятно, что по ключевым моментам европейские государства будут держать карты закрытыми до последнего момента.
Естественно, еще слишком много неясных моментов. Мадрид и Варшава, как кажется, решили проводить параллельную стратегию, они прибыли в Рим с жесткой переговорной линией. Аснар и его польский коллега Миллер оспорили права Конвента предлагать изменения в соглашения, достигнутые в Ницце.
"У Конвента не было полномочий обсуждать эти соглашения", - сухо отметил испанский премьер. В соответствии с этими соглашениями, Польша и Испания, население которых составляет 40 миллионов человек, обладают практически таким же весом, как и Германия, Франция, Италия и Великобритания, численность населения которых от 60 до 70 миллионов человек.
Между тем Германия и Франция энергично поддержали проект конституции. По данным немецких источников, Берлин решил "идти до конца", чтобы защитить проект конституции. От "малых" стран, возглавляемых Австрией, Финляндией и Венгрией, как и ожидалось, поступило требование, в первую очередь, обсудить предложение по "Компактной комиссии" (15 комиссаров с правом голоса с 2009 года) и сохранить нынешнюю формулу "одна страна - один комиссар". Это предложение поддержал и Романо Проди.
Председатель Европейской комиссии подтвердил требование Брюсселя придать большую гибкость процессу пересмотра будущей евроконституции и еще больше сократить число стран, владеющих правом вето.
Некоторое сближение было отмечено по проблеме религии: речь идет об отсутствующей в проекте документа ссылке на иудаистско-христианские корни Европы. Сегодня, как кажется, фронт сторонников этого положения расширился: помимо Италии и Польши, Германия, Ирландия, Австрия, Португалия, Словакия и Нидерланды публично заявили о том, что не будут выступать против внесения в текст конституции этого положения.
Противоположной позиции все еще придерживается Франция, убежденная в том, что вносить подобные изменения в текст проекта конституции - все равно что открывать "ящик Пандоры".