Страну Владимира Путина охватывает озноб. Германия, ее главный торговый партнер, сокращает свои инвестиции. Это тревожный сигнал: не стали ли России меньше доверять? Ведь Москва зависит от иностранных денег, и в первую очередь - от германских.
Российский президент относится к этой ситуации очень серьезно. Во всяком случае, он ведет себя так, будто уменьшение финансового потока из Германии предвещает катастрофу. Чтобы успокоить партнеров, он делает все новые жесты, пытаясь сохранить доверие к себе. Но реальность не так уж блестяща.
Акт первый: Кремль приступил к наведению порядка в российской финансовой системе. По его приказу Центральный банк отзывает лицензии у сомнительных банков. Москва твердо решила гарантировать инвесторам юридическую безопасность. Но одновременно слишком много людей, близких к Кремлю, расставляется на командные посты стратегически важных компаний. То, что Путин дает правой рукой, он отбирает левой.
Акт второй: Москва из кожи лезет вон, чтобы показать, что она разделяет идеи защитников окружающей среды. Она предпринимает беспрецедентную атаку на иностранные нефтяные компании, которые она обвиняет в нарушении природоохранных норм. В действительности опасения зеленых тут ни при чем. Кремль пытается усилить контроль над энергетическими ресурсами.
В каждом российском реформаторском порыве что-то обнадеживает, но что-то вызывает тревогу. Способна ли эта страна к реальным реформам? В конце концов смесь авторитаризма, политической хитрости и плохо отлаженной экономики производит обратный эффект. Сегодня правосудие находится под башмаком у Кремля, за СМИ установлен надзор, а социальной политики практически не существует. Россия вправе ставить свои условия, но она дискредитирует себя, практикуя двойные стандарты и рискуя тем самым еще больше настроить своих партнеров против.
Настоящая пропасть пролегает между ожиданиями этих партнеров и автократической политикой Москвы. Складывается впечатление, что в авторитаризме и желании возродить величие России она видит знак принадлежности к современному миру. Весьма показательно, что страна значительно увеличила экспорт оружия: впервые после крушения советского режима ей даже удалось обогнать США по объему продаж.
От этого военного соревнования веет духом холодной войны. Оно напоминает о том, что Россия хочет прежде всего показать себя страной, с которой нужно считаться. За отсутствием способности к реформам.