Лидер российской автомобильной промышленности предостерег, что кредитный кризис наносит тяжелый ущерб его покупателям, дилерам и поставщикам. Это очевидный признак того, что кризис затронул реальную экономику одного из самых многообещающих развивающихся рынков мира.
Янн Венсан, вице-президент по операционному управлению "АвтоВАЗа" сообщил Financial Times, что дефицит кредитов "ставит под угрозу продажи автомобилей", дилеры не в состоянии оплатить машины, которые уже получили, а сложное положение многих поставщиков "создает опасность для нашего баланса".
Эти вести из компании, 25-процентная доля которой принадлежит французской Renault, совпали с началом сложностей для иностранных производителей автомобилей в России - которая, как многие надеялись, компенсирует резкий спад потребления на западных рынках в нынешнем году.
По словам Винсента, в России примерно 40-45% покупок делались в кредит. "Доступность потребительских кредитов резко уменьшилась, - сказал он. - До конца сентября мы не наблюдали крупных перемен, но в последние дни получить кредиты стало сложнее".
Многие небольшие дилерские фирмы, которые сначала получают автомобили, а затем их оплачивают, тоже столкнулись с трудностями при получении кредитов. "Это угрожает нашим финансам, - сказал Винсент. - Если они не получат кредитов, мы не получим денег". В сходной ситуации оказались поставщики "АвтоВАЗа". "Некоторые наши поставщики плачут и говорят: "Если вы нам не выплатите энное количество миллионов рублей, мы ничего не произведем, так как нам не дают кредитов".
"АвтоВАЗ" и российский рынок - это краеугольный камень стратегии Renault, направленной на компенсирование спада продаж в Западной Европе за счет роста спроса на быстрее растущих развивающихся рынках.
Карлос Гхосн, главный управляющий Renault и Nissan, не придал большого значения спаду потребления, заявив: "Есть причины ставить на рост рынка в России". Он сказал, выступая на Парижском автосалоне: "Авторынок не будет расти на 30% в год, но, даже если он вырастет на 8%, 9% или 10%, это все равно хорошо".
По данным консалтинговой фирмы J-D Power, в августе российский авторынок вырос на 6%, между тем как в июле этот показатель составлял 22%.
"АвтоВАЗ" продает около 900 тыс. автомобилей в год, в основном в России и на рынках соседних стран. Renault помогает "АвтоВАЗу" воскресить марку "Лада": объемы ее продаж в нынешнем году выросли, но на рынке ее теснят импортные автомобили.