Вести переговоры, вводить санкции или начинать войну? В США после женевских переговоров с участием Ирана ведутся дискуссии, какая стратегия верна. В то же время, пишет Der Spiegel, в Вашингтоне нарастает скепсис относительно уступок Ирану - "ястребы" требуют военного удара.
В прошлый четверг, напоминает автор публикации Грегор Петер Шмиц, в Женеве собрались представители "шестерки", а также самого Тегерана; впервые за последние три десятилетия за одним столом сидели высокопоставленный представитель Ирана и американский дипломат. В ближайшее время переговоры будут продолжены, однако Белый дом оценивает перспективы достижения результатов достаточно пессимистично. "Несмотря на то, что во время президентской кампании команда Обамы пропагандировала диалог с врагами США в качестве чудодейственного дипломатического оружия, сегодня, похоже, она не очень-то верит в этот принцип", - замечает автор.
Несомненно, в Женеве стало успехом то, что Иран продемонстрировал открытость, выразив готовность пустить международных инспекторов на новый завод по обогащению урана, а также выступив с предложением в будущем обогащать уран в России. Однако эти уступки таят в себе подводные камни.
Что касается инспекций, международные эксперты смогут контролировать только то, что им покажут. Вопрос в другом: известны ли тому же МАГАТЭ все ядерные объекты в Иране? По мнению эксперта в области ядерных технологий из Гарвардского университета Грэма Эллисона, вероятность этого "равна нулю".
Так же непросто проследить и за экспортом ядерных материалов в Россию. Да и стоит ли доверять Москве в этом вопросе? - задается вопросом журналист.
На этом фоне отклики на женевские переговоры разнятся. Многие эксперты скептически оценивают их результаты, настаивая на том, что Иран может дурачить мировое сообщество. Подобную точку зрения подтверждает материал, опубликованный в New York Times: в нем говорится со ссылкой на секретный доклад МАГАТЭ, что Иран уже сегодня готов создать атомную бомбу.
Эта информация, сообщает Der Spiegel, была тут же опровергнута помощником президента США по национальной безопасности генералом Джимом Джонсом, который положительно отозвался о готовности Тегерана сесть за стол переговоров.
США столкнулись с дилеммой, продолжает автор статьи: с одной стороны, они вынуждены пойти на переговоры с иранским режимом, с другой - непонятно, как теперь реагировать на новые проблемы с Тегераном. Санкции не принесут ощутимого результата: во-первых, иранских народ привык к невзгодам, во-вторых, резолюцию должны будут поддержать китайцы и русские, которые, скорее всего, будут преследовать прежде всего собственные интересы.
Остается военное решение, пишет Грегор Петер Шмиц, эффективность которого вызывает не меньше сомнений. Ярым сторонником авиаудара по иранским ядерным объектам в эпоху Джорджа Буша был вице-президент Дик Чейни. Однако недостатки подобного варианта очевидны: иранскому режиму подобный вариант будет только на руку, поскольку американская агрессия сплотит иранцев вокруг их политических и духовных лидеров. Кроме того, в этом случае следует ожидать волну недовольства в арабском мире, со стороны России и Китая, а также рост террористической угрозы в Афганистане и Ираке. А в итоге, по мнению экспертов, военный удар по Ирану лишь отсрочит на пару лет реализацию ядерного программы.
Тем не менее, эксперты авторитетного аналитического Bipartisan Policy Center в Вашингтоне советуют Обаме всерьез задуматься о возможности военного решения иранской проблемы. Время на исходе, Иран шагает навстречу атомной бомбе семимильными шагами, предупреждают специалисты.