Почему в Гонконге участники продемократических акций протеста не сдаются, а в России протестующие потерпели неудачу? - вопрошает в статье для The Washington Post Гарри Каспаров, председатель Human Rights Foundation. Упрощенный ответ: гонконгцы привыкли к своему особому статусу и особым правам по сравнению с остальными гражданами Китая. В России же Путин быстро погасил пламя демократии, воспоминания о хаосе и коррупции 1990-х неприятны многим россиянам. "Благодаря десяти годам, в течение которых велась антидемократическая пропаганда и уничтожалось гражданское общество, россияне опасаются, и небезосновательно, что свержение Путина может повлечь за собой что-то еще похуже", - говорится в статье.
Но Каспаров находит и более глубинные причины. "Коммунистическая диктатура Китая нуждается в своем народе - особенно в молодых, образованных и глобально-мыслящих людях", - говорится в статье. Китайская экономика зависима от потребителей в свободном мире. Бойня в Гонконге могла бы превратить надпись "сделано в Китае" в кровавую метку.
"Путин, напротив, не нуждается в россиянах, особенно в молодых и образованных": для экспорта сырьевых ресурсов не требуются ни предприниматели, ни программисты, считает Каспаров.
Каспаров находит еще одно различие: "китайский режим зиждется на широкой коллективной и идеологической базе", а "путинская Россия - самая опасная и непредсказуемая форма правления: диктатура одного человека".
Как бы то ни было, "и российский, и китайский сценарии стали возможны благодаря глобализации и интеграции с экономиками богатых свободных стран", продолжает Каспаров. Почему же развитый мир не дает сдачи? Большинство западных потребителей предпочитает не знать, откуда берется газ и откуда - телефоны.
Ссоры Вашингтона с Москвой или Пекином порицают как "возврат к холодной войне". По мнению Каспарова, те, кто так говорит, забывают: Запад выиграл холодную войну благодаря своим ценностям, прежде всего вере в важность личной свободы.
Чтобы противостоять глобализированным диктатурам России и Китая, нужны новые рамочные механизмы, основанные на моральных принципах - "единственном оружии, с которым не могут тягаться враги демократии", рекомендует Каспаров.
Гонконгские протесты также опровергают мнение, что некоторые народы (русские, арабы, китайцы) просто не склонны к демократии, считает Каспаров.
Но демократию и права человека всегда приходится добывать с боем. И если гонконгские студенты смогут напомнить об этом миру, то их протест уже удался, заключает Каспаров.