Вчера Кремль исключил возможность достижения с США договоренностей по ПРО до запланированного на ноябрь саммита между Бушем и Путиным. На решение этого вопроса, по мнению кремлевских представителей, потребуется год или даже больше.
Россия рассматривает предстоящий визит Путина на ранчо Буша в Техасе как промежуточный этап, который лишь создаст необходимые рамки для переговоров по ПРО и сокращения стратегических вооружений. Эти переговоры, вероятно, продлятся, по меньшей мере, до сентября 2002 года. Об этом заявил заместитель секретаря Совета безопасности России Олег Чернов.
Впервые на июльской встрече в Генуе Буш и Путин договорились увязать между собой дискуссии по наступательным и оборонительным вооружениям, однако последующие переговоры не были такими успешными, поэтому вряд ли стоит ожидать скорого прорыва в данном вопросе. По словам Чернова, невозможно к ноябрю этого года подготовить взаимоприемлемое соглашение, которое освободило бы США от ограничений, предусмотренных Договором по ПРО, как надеется Буш.
"Это невозможно, - заявил Чернов в интервью, данном в резиденции Совета безопасности. - Это очень сложный вопрос". По его мнению, пока ведутся переговоры, США могут осуществлять только ограниченные испытания и разработки, разрешенные договором. "Мы предлагаем лишь отложить их и не принимать поспешных решений".
Комментарии помощника Путина застали команду Буша врасплох. "Неужели они действительно думают, что мы будем сидеть сложа руки еще год", - заявил по телефону из Вашингтона высокопоставленный представитель администрации. По его словам, США не должны соглашаться на ограничение испытаний стационарных систем ПРО, как это предлагает Россия. "Они бы этого хотели. Но этого не будет".
Все это свидетельствует о серьезных разногласиях между сторонами, ведущими интенсивные переговоры о будущем контроля над вооружениями в период после окончания холодной войны. Буш хочет выйти из Договора по ПРО, чтобы создать оборонительную систему, обеспечивающую защиту от случайного запуска ракет или ракетного удара со стороны враждебных государств, таких как Иран или Северная Корея. Россия категорически против упразднения Договора по ПРО, который она считает краеугольным камнем контроля над вооружениями, и выступает за двусторонние сокращения вооружений.
Вопрос о том, что делать с договором, становится все более актуальным по мере того, как США спешат приступить к осуществлению испытаний систем, запрещенных договором. Администрация Буша заявила, что она выйдет за рамки Договора по ПРО через несколько месяцев, а не лет: Вашингтон планирует осуществить испытания на Аляске уже следующей весной. Чтобы выйди из договора, США должны уведомить об этом Россию за 6 месяцев. Иными словами, чтобы провести весной испытания на Аляске, в ноябре Вашингтон должен уведомить Москву о выходе из договора.
Несмотря на то, Буш отказывается называть конкретный срок достижения договоренности с Россией, члены его команды дали понять, что надеются на достижение определенных результатов на ноябрьской встрече в Техасе. Буш недавно подчеркнул, что США планируют выйти из договора тогда, когда посчитают нужным, независимо от согласия России.
Однако администрация пытается получить это согласие, хотя бы для того, чтобы уменьшить критику со стороны конгрессменов-демократов и европейских союзников. Этим летом Москву посетили ряд высокопоставленных представителей администрации США, и на следующей неделе в Москве и Лондоне должны состояться еще две встречи на высоком уровне. Вслед за этим, 19 сентября госсекретарь Колин Пауэлл встретится с министром иностранных дел России Игорем Ивановым в Вашингтоне, а министр обороны Дональд Рамсфелд проведет на следующей неделе встречу с российским коллегой Сергеем Ивановым. Кроме того, Буш и Путин должны встретиться в октябре в Шанхае в рамках азиатско-тихоокеанского экономического саммита.
Американские официальные лица придавали встрече Пауэлла с Ивановым ключевое значение: они надеялись, что Иванов изложит на ней официальную позицию по ПРО, что позволило бы вывести переговоры на новый уровень. Однако вчера Чернов заявил, что на этой встрече ничего подобного не планируется. По его словам, Россия ждет, что Вашингтон выступит с конкретными предложениями и начнет настоящие переговоры вместо обычных брифингов.
"Наша готовность к переговорам остается неизменной, - отметил он. - Мы хотели бы начать конкретные, серьезные консультации, а не просто излагать свои позиции".
Принимая во внимание отсутствие прогресса в последние недели, американские официальные лица уже не питают больших надежд. Вчера высокопоставленный представитель госдепартамента заявил в Вашингтоне журналистам, что администрация надеется к ноябрю начать движение к компромиссу. "Я думаю, что к тому времени появится серьезный шанс достичь существенного прогресса, по крайней мере, в определении новых рамок для переговоров", - отметил он.
По его словам, США выявили в позиции России определенные изменения, позволяющие предполагать, что переговоры о новых стратегических пределах могут быть продолжены, даже если Буш в одностороннем порядке выйдет из Договора по ПРО, чтобы начать испытания противоракетного щита. Хотя он подчеркнул, что этот односторонний шаг может привести к осложнению отношений между двумя странами, в то же время заявил: "Я не думаю, что дело дойдет до кризиса".
Стратегия Москвы, возможно, будет направлена на достижение выигрыша во времени. Чернов - бывший сотрудник КГБ, работавший в Берлине под крышей телекорреспондента, недавно совершил поездку по США, где занимался распространением российской точки зрения. Вероятно, он надеется, что план Буша по созданию НПРО, в конце концов, будет отвергнут по бюджетным соображениям и под давлением общественности.
Российская элита по-прежнему не пришла к единому мнению о том, что следует предпринять, если Буш будет настаивать на упразднении Договора по ПРО. Некоторые официальные лица и эксперты считают, что Россия должна попытаться заставить США пойти на уступки, в то время как наиболее рьяные сторонники Договора по ПРО полагают, что Москве не следует предпринимать ничего, что могло бы облегчить Вашингтону выход из договора 29-летней давности.
"Если Россия сейчас согласится с американскими предложениями, мы еще можем что-то выиграть, - подчеркнул заместитель директора московского центра PIR Юрий Федоров. - Мы можем попытаться в некоторой степени ограничить масштабы и возможности будущей системы ПРО. В то же время, если Америка не развернет эту систему, мы ничего не потеряем. Разумная стратегия заключается в том, чтобы в результате переговоров получить как можно больше за наше согласие на создание системы ПРО."
Иного мнения придерживается член постоянного американо-российского консультационного комитета по ПРО Виктор Колтунов. "Это как раз тот случай, когда торг неуместен, - отметил он. - Мы пытаемся всеми возможными способами доказать, что это не в интересах США... Никакого торга быть не должно".
Даже если Путин и решится на сделку, то, по словам ветеранов российской политики, это не произойдет быстро. "Откровенно говоря, я очень сильно сомневаюсь, что за такой короткий период времени мы сумеем предпринять столь важные шаги, - заявил автор новой книги о ПРО генерал-майор в отставке Владимир Белоус. - Они даже не перешли от консультаций к переговорам".
Россия хочет сосредоточить основное внимание на сокращении ядерных вооружений, чтобы уменьшить финансовое бремя страны. Путин предложил сократить арсеналы каждой из сторон до 1500 стратегических боеголовок, однако администрация Буша все еще ждет, когда Пентагон завершит изучение этих предложений (это должно произойти в конце сентября - начале октября).
По словам Чернова, все говорит о том, что до ноября стороны не смогут достичь серьезных договоренностей о замене Договора по ПРО новым соглашением о контроле над вооружениями. Отвечая на вопрос о том, сколько времени для этого может потребоваться, он подчеркнул: "Это зависит от желания сторон. Думаю, что это может произойти в будущем году или даже через год, то есть к сентябрю 2002 года".
Он считает, что до этого времени Буш должен воздержаться от выхода из договора. "Американцы могут создать свою ПРО в рамках действующего договора, - отметил он. - Одновременно, ведя более активный диалог с нами и другими ядерными державами о создании новой системы контроля над вооружениями, они смогут найти менее болезненный выход из ситуации, в которой оказался президент Буш."
Российская позиция резко контрастирует со стремлением США избежать таких длительных переговоров, которые в годы холодной войны предшествовали подписанию 500-страничных договоров. Хотя американские официальные лица не исключают возможности заключения нового договора взамен Договора по ПРО от 1972 года, они отдают предпочтение подписанию менее обязывающей совместной декларации. Но Москву этот вариант не устраивает.
"В ходе консультаций можно говорить, что угодно, а затем не выполнять данных обещаний, - отметил бывший участник советско-американских переговоров генерал-майор в отставке Юрий Лебедев. - Но договор, подписанный главами государств, это документ, которому стороны обязаны следовать. Они не могут просто его игнорировать".