Британец Джон Фаулз написал свой роман о похищении человека сорок лет назад. Случай с Наташей Кампуш по многим деталям напоминает эту историю
Джон Фаулз, "Коллекционер" (1963) - в настоящее время этот роман занимает достаточно высокое место в первой сотне "горячего" списка интернет-магазина Amazon; такой шумихи вокруг британского автора Джона Фаулза, одного из известнейших представителей литературного постмодернизма в Великобритании, уже давно не было - даже тогда, когда он в прошлом году умер в Лайм-Реджисе в возрасте 79 лет. Однако внезапно Фаулз оказался в центре внимания беспокойного журналистского сообщества - повсюду можно встретить рекламу его полузабытого романа 40-летней давности. Ведь, возможно, именно он вдохновил похитителя Наташи Кампуш, Вольфганга Приклопила. Сегодня на австрийском телеканале ORF она впервые публично дает интервью.
Сходство и в самом деле поразительно. Так же педантично, как и Приклопил, свое преступление готовит фиктивный "коллекционер" Фредерик Клегг. Он покупает дом, строит темницу и похищает - нет, не ребенка, а молодую женщину.
Слава богу, то была лишь вымышленная жертва похищения, студентка-художница Миранда, которой пришлось проститься с жизнью. Она умерла от болезни, с которой ей не позволил бороться ее похититель. Как закончил свои дни Клегг, остается неизвестным, но под поезд он не бросился.
А что сейчас? Сегодняшняя литература населена монстрами, она изображает их, не вынося никаких суждений. Она хочет их понять. Всего лишь понять. Или нет? Впрочем, Брет Истон Эллис, который вывел в "Американском психопате" серийного убийцу, в своем недавнем романе "Луна-парк" рассказывает о собственных панических переживаниях: в Торонто реальный серийный убийца совершил два преступления по примеру описанных в "Американском психопате". Возможно, Джеффри Дамер (серийный маньяк-каннибал из Милуоки, убивший 17 мужчин. Казнен в 1992 году. - Прим. ред.) тоже читал этот роман?
Нужен ли был Прикопилу Фаулз, чтобы истязать Наташу Кампуш, неизвестно. Но все же было бы лучше, если бы литераторы в своих произведениях не приводили инструкции по созданию бомбы - недавно, например, конкретно обдумать этот вопрос пришлось Джону Апдайку, когда он писал свой роман "Террорист". Но что касается случая Прикопила, то здесь можно быть уверенным лишь в одном: автор Джон Фаулз сэкономил на выводах. Теперь вместо него свежеиспеченные читатели "Коллекционера" могут поразмыслить над тем, что, собственно, заставило их взяться за эту книгу.