Путин ведет себя "как хулиган", говорят некоторые эксперты, оценивая его недипломатичную лексику и холодный прием президента США на G20. Но тактика кажется действенной: Обама выглядит все более изолированным. Китай, ЕС, страны БРИКС и Папа Римский предостерегли об опасности военной интервенции без одобрения Совбеза. Секретные переговоры России и Америки продолжаются.
Президент Обама надеется по итогам двухдневного саммита G20 в Санкт-Петербурге заручиться поддержкой части международного сообщества для проведения военной операции в Сирии. Пока что хозяин мероприятия Владимир Путин оказывает ему холодный прием, сообщают корреспонденты Los Angeles Times: российский президент предпочел не встречать американского гостя в аэропорту.
"Отправив в четверг второ- и третьестепенных чиновников встречать Обаму в аэропорту, Путин поступил как хулиган, который одну руку протягивает для приветствия, а второй отвешивает пощечину, - считает Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги. - За день до этого он устроил такую же отвратительную свистопляску, когда сперва похвалил Обаму и назвал американо-российские отношения конструктивными, а затем через несколько часов назвал Керри лжецом".
Накануне саммита Путин заявил, что Россия не исключает согласия на военный удар по Сирии, если США докажут причастность правительственной армии к химической атаке в пригороде Дамаска, но затем, за считанные часы до прибытия Обамы, обвинил госсекретаря Керри в том, что он "врет" Конгрессу, рассказывая о ситуации в Сирии, напоминает издание.
6 сентября Обама должен встретиться с председателем КНР Си Цзиньпином и президентом Франции Франсуа Олландом, сообщают корреспонденты. Он не ждет поддержки от Китая, но рассчитывает на своих европейских союзников.
Между тем президент Совета Европы Херман Ван Ромпей заявил: "При всем уважении к последним призывам действовать мы в то же время подчеркиваем необходимость разрешения сирийского кризиса через процесс ООН".
Американские дипломаты тайно общаются с российскими коллегами за кулисами саммита G20, надеясь избежать патовой ситуации вокруг Сирии, утверждает Daily Mail.
"Некий американский чиновник, прикрепленный к делегации ООН, сказал в интервью MailOnline: хотя в среду Обама признал, что американо-российские отношения "уперлись в стену", команда президента чересчур усердствует - выдвигает смелое предложение, не имеющее никаких шансов на успех". По словам этого источника, Россия требует, чтобы Обама отказался от военного удара по Сирии в случае, если Сенат или Палата представителей США не санкционируют этот шаг.
Тем временем американские дипломаты настаивают на том, чтобы Россия изменила свою позицию в противоположном направлении.
Источник описал ход переговоров так: "Русские ведут жесткую игру, и в данный момент никто не знает наверняка, сможем ли мы их сдвинуть".
Газета возвращается к теме ядерной катастрофы. МИД РФ призвал МАГАТЭ срочно дать оценку рискам. "В случае преднамеренного или непреднамеренного попадания боевого заряда в находящийся под Дамаском миниатюрный реактор-источник нейтронов (МРИН) последствия могут оказаться катастрофическими", - сказано в заявлении МИДа.
Российская сторона предостерегает США и их союзников, что не следует спешить с ответом на атаку 21 августа. По мнению России, наращивание сил перед потенциальным военным ударом по всем характерным признакам похоже на ложные утверждения и некачественные разведданные, которые предшествовали вторжению в Ирак в 2003 году, говорится в статье.
Однако эксперт по химическому оружию Жан-Паскаль Зандерс оспаривает утверждение российской стороны, что зариновая смесь, видимо, была изготовлена в период Второй мировой войны. "Западные союзники не знали о нервнопаралитических веществах, пока не оккупировали Германию", - сообщает специалист.
В целом, по мнению издания, Обама выглядит все более изолированным. Китай, ЕС, страны БРИКС и Папа Римский Франциск предостерегли об опасности военной интервенции без одобрения Совбеза.
В июне, на встрече G8, в изоляции был Путин, но теперь он может взять реванш над Обамой, считают авторы статьи. За дипломатическое урегулирование ратуют также генсек ООН Пан Ги Мун и спецэмиссар ООН Лахдар Брахими, прибывшие в Петербург.
Сенат США движется к одобрению удара по Сирии, однако Палата представителей не даст своей санкции, считает газета.
Саммит G20: усилия Обамы по Сирии потерпели неудачу, а Путин получил поддержку, считает обозреватель Time Саймон Шустер.
Глава Белого дома подъехал к Константиновскому дворцу на лимузине Cadillac Escalade, на котором вопреки протоколу развевался российский триколор с золотыми кисточками. На встречавшего его Владимира Путина это впечатления не произвело: примирение с Обамой в его планы не входило, пишет журналист. К тому моменту, как лидеры "двадцатки" собрались в Константиновском дворце, было ясно, что большинство из них склоняются к позиции российского лидера.
Самый явный удар по усилиям США сформировать коалицию нанесло руководство ЕС, считает Шустер. "У сирийского конфликта нет военного решения. Только политическое решение может положить конец чудовищному кровопролитию", - заявил председатель Совета Европы Херман Ван Ромпей. По его словам, в совместном заявлении по итогам саммита европейские страны будут рекомендовать Совбезу ООН использовать для урегулирования конфликта политические средства.
Лидеры БРИКС, сформировавшие внутри G20 отдельную группу, похоже, согласны с Россией.
Потолок Мраморного зала дворца, в котором 5 сентября прошел главный круглый стол саммита, украшен изображением бога войны Марса с занесенным мечом. "Это был подходящий символ для нависшего над саммитом выбора - выбора еще одной американской кампании на Ближнем Востоке - и очень немногим делегатам этот меч казался привлекательным", - заключает Шустер.
"Неужели русские не понимают, как ужасен режим Асада?" - такой вопрос часто слышит экс-посол Великобритании в России Тони Брентон. В статье для The Times Брентон разъясняет: российская сторона понимает, что Асад - "кровавый лидер, за которого стыдно", но подчиняет внешнюю политику не нравственным соображениям, а национальным интересам.
Для России Асад - ключевой ближневосточный союзник. Россия хочет покончить с привычкой Запада "свергать режимы, дружественные России (Ирак, Ливия)". Россия страшится захвата Сирии "джихадистами". И, наконец, Россия считает, что внимание Запада к правам человека - ханжество и прямая угроза российскому режиму.
Саммиту G20 предшествовали жесткие заявления Путина и Обамы по Сирии. Но Брентон уверен: "В реальности позиции США и России сближаются". Обама вообще не хотел применять силу в Сирии. Теперь же он хочет ограничиться точечным ударом.
"Россия тоже хочет, чтобы удар, если он будет, остался единичным", - пишет Брентон. По его мнению, Россия и США движутся к дипломатическому решению сирийского конфликта. Возможно, в Петербурге это слишком рано, но в итоге конфликт все равно придется урегулировать дипломатическим путем.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон отверг предположения о том, что он оказался в изоляции на саммите G20 после того, как пресс-секретарь Владимира Путина якобы назвал Великобританию "маленьким островом", на который "никто не обращает внимания", пишет The Times.
В ответ на просьбу прокомментировать эти высказывания в интервью BBC Кэмерон сказал: "Я ни на минуту не признаю этого (...) Парламент нужно уважать. Но Британия - даже не принимая участия в военных действиях - возглавит полемику о гуманитарной помощи".
Между тем Дмитрий Песков отверг эти высказывания: "Я не могу объяснить, откуда взялись эти утверждения. Они явно не имеют никакого отношения к реальности. Я не говорил такого".
Председатель Европарламента Мартин Шульц дал интервью газете La Repubblica.
Глава Европарламента, немецкий социал-демократ Мартин Шульц присоединился к призыву Папы Римского Франциска по Сирии. "Этот сигнал направлен НАТО, чтобы продемонстрировать солидарность с сирийским народом и подтолкнуть международное сообщество к переговорам, к попытке поиска политического решения".
Но разве противники военного вмешательства предлагают реальную альтернативу? Шульц ответил: "Вопрос, который мы должны себе задать, следующий: ответные меры против Асада приблизят нас или отдалят от урегулирования конфликта? Улучшат или ухудшат положение населения? Ограничат или увеличат риски дальнейшего разрастания войны? По этим вопросам я испытываю пессимизм".
"Все дело в том, что Ближний Восток - мозаика взаимозависимых стран, хрупких и вооруженных. Вмешательство приведет к дальнейшей поляризации и непредсказуемым последствиям", - подчеркнул политик.
"Нельзя, с одной стороны, взывать к международному праву, а с другой - ослаблять структуру, которая должна олицетворять это право. ООН слаба не только по причине плохо функционирующей организационной системы, но и потому, что крупные страны, которые должны быть ее становым хребтом, без всяких проблем обходят ее", - отметил Мартин Шульц.
Также по теме:
"Америка страдает от иракского синдрома" (Le Temps)
Новый постпред США при ООН резко осудила Россию (The New York Times)
Жестокость сирийских повстанцев ставит Запад перед дилеммой (The New York Times)