Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 апреля 2005 г.

Давиде Фраттини | Corriere della Sera

"Женщины-солдаты больше не будут подавать кофе"

Теперь и комиссия вооруженных сил Израиля поставила под сомнение тот факт, что умение приготовить хороший кофе может помочь одержать победу в войне. И для тех израильтянок, которые проводят 21 месяц на обязательной военной службе, выполняя поручения при штабе, стало моральной победой решение по делу Алисы Миллер, когда 10 лет назад Верховный суд открыл дорогу женщинам - пилотам истребителей и вертолетов. В досье собраны жалобы женщин-военнослужащих (многие из них говорят, что пребывают в депрессии из-за того, какие обязанности им приходится выполнять) и переданы Дворе Хасид, советнику начальника генерального штаба по женским вопросам: комиссия предложила инструкцию, которая помешает офицерам приказывать женщинам-военнослужащим готовить им кофе.

Но самыми популярными в эти дни в казармах и на базах будут 198 страниц, написанных Михаль Замир. Потому что в книге рассказывается выдуманная история о секретарше в военной форме и ее двух годах унижений в реальном военном учебном заведении неподалеку от Тель-Авива. Не в последнюю очередь потому, что Михаль - дочь бывшего руководителя "Моссад" (Зви Замир возглавлял спецслужбу в период с 1968 по 1974 годы).

Книгу можно сравнить с ударом по армии изнутри. "Героиня "Корабля девушек", - рассказывает 41-летняя писательница в одном из кафе в Тель-Авиве, - не имеет имени. Она не красавица и не уродина, она представляет всех служащих вооруженных сил (я сама служила на той базе), которые проводят два года жизни, чувствуя себя невидимками (ни один офицер не обратит на тебя внимания, если ты не хорошенькая). В этой стране к их положению не относятся как к проблеме. Они не участвуют в дебатах о новых иммигрантах, о втором поколении Холокоста или конфликте с палестинцами. Необходимо об этом говорить".

Газеты начинают интересоваться женщинами-военнослужащими, когда становятся известны случаи сексуального домогательства (в 2004 году за превышение полномочий были уволены 17 офицеров и солдат) или когда очередная женщина получает высокую должность в вооруженных силах (полковник Мири Регев в июне заменит на посту генерала Руфь Ярон, и именно она будет поддерживать отношения с прессой во время вывода израильских поселений из сектора Газа).

"То, о чем никогда не расскажешь, - продолжает писательница, - так это о бездарно потраченном времени, трудностях, переживаемых в мире мужской жестокости, о психологических ранах". Михаль дважды была замужем, у нее есть 7-летняя дочь. У нее непокорные волосы феминистки 70-х годов и стиль, который отличает тех, кто вырос в семьях, имеющих вес в Израиле. Она родилась и живет в квартале Заахала в Тель-Авиве, где живут в основном кадровые военные.

"Мой отец прочел книгу и сказал, что это очень смело. Он полагает, что справедливо поднять эту проблему, потому что в армии она обсуждается. Но я не думаю, что что-то может измениться". Но "Ба-Махане", журнал вооруженных сил, опубликовал большое интервью с писательницей, а самые крупные газеты поместили рецензии на написанную ею книгу. Критика пришла слева. Либеральная газета Haaretz назвала "Корабль девушек" "смелым", но построенным "с использованием слишком многих стереотипов нашего общества": "В конечном итоге, единственными персонажами, которые могут вызывать оптимизм, оказываются люди с неизраильскими характеристиками".

Когда 8 марта Моше Яалон, начальник ГШ, поздравлял женщин в военной форме, он гарантировал, что "представители обоих полов имеют право на службу в тех частях, которые им больше подходят", и подчеркнул, что каждый год женщинам-военнослужащим предоставляются новые должности: сегодня женщины служат на 88% должностей, против 73% в 1995 году. В то время ни одна из них не служила в боевом подразделении, а сейчас 2,5% женщин служат там.

Эти данные приводит военный историк Михаэль Орен, чтобы продемонстрировать, насколько улучшилось положение женщин. Орен - энергичный американец, который был участником левого молодежного движения Hashomer Hatzair и был советником Ицхака Рабина, отстаивает идею всеобщей воинской повинности: "Наша модель функционирует не только для защиты нашей страны, она позволила вовлечь иммигрантов, распространить сионистские ценности и придать силу облику государства. Военный опыт позволяет израильтянам и израильтянкам быть компетентными в критике решений, принятых лидерами. В то же время армия граждан служит гуманизации и демократизации вооруженных сил".

Орен рассказывает о своей дочери, которая служит в армии уже 8 месяцев. "Ни одна девушка не работает в штабе, если, конечно, она этого не хочет. Конечно же, все зависит от результатов физических и психологических тестов. После этого первого периода моя 19-летняя дочь уже повзрослела. Не думаю, что университет дает такие же возможности для взросления, как военная служба. В армии понимаешь, как формируется самое сплоченное общество".

Источник: Corriere della Sera


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru