Бад-Доберан, немецкий город на побережье Балтийского моря, лишил Адольфа Гитлера звания почетного гражданина, чтобы воспрепятствовать неприятным дискуссиям непосредственно перед саммитом "большой восьмерки" в Хайлигендамме. В Чехии к почетным гражданам Гитлеру и Сталину относятся гораздо спокойнее
Когда в 90-е годы "молодой дикарь", чешский писатель Ярослав Рудис совмещал учебу с работой швейцаром в отеле города Либерец (Северная Богемия), в его руки попала гостиничная книга почетных гостей. В ней отметились многие известные личности новейшей истории. Император Франц-Иосиф, Эдвард Бенеш, Адольф Гитлер, Юрий Гагарин, Карел Готт. Она отражает живую историю города, знававшего самые разные времена. Когда-то он принадлежал Австро-Венгрии, назывался Рейхенбергом и был столицей Судетской области. До массовой депортации его населяли в основном немцы, а теперь это медленно развивающийся провинциальный чешский город на границе с Германией и Польшей. Книга почетных гостей побудила Рудиса на создание удивительного фильма, изображающего город и отель как проходную комнату истории.
До идеи спрятать книгу или уничтожить отдельные ее страницы с нежелательными записями гостиничный менеджмент не дошел. Как и некоторые чешские города, нашедшие в себе мужество не лишать звания почетного гражданина Гитлера или Сталина. В местных администрациях с усмешкой встретили недавнее решении Бад-Доберана, немецкого города на побережье Балтийского моря, о лишении Гитлера почетного звания в преддверии саммита "большой восьмерки", который пройдет в Хайлигендамме, одном из районов Бад-Доберана, и расценили его в лучшем случае как угодничество. На первый взгляд это кажется поразительным: разве Гитлер или Сталин - это те фигуры, которые вызывают у чехов глубокое уважение?
"Мы же не можем подчистить историю"
Мартин Костал, мэр городка Ланскроуна в Орлицких горах, смотрит на это по-другому: "Когда в 1939 году Гитлер стал здесь почетным гражданином, население нашего города на 95% состояло из немцев. Если мы теперь вычеркнем его имя, мы тем самым не сможем подчистить историю". В 2002 году городские власти досконально обсуждали, как им относиться к грузу истории. В конце концов, они дистанцировались от Гитлера, однако не стали трогать его статус. Аналогичным образом они поступили также с почетными гражданами Конрадом Генлейном (он был вождем судетских немцев) и двумя чехословацкими президентами-коммунистами Клементом Готвальдом и Антонином Запотоцким.
Южнобогемский город Чешские Будейовицы тоже отказался вычеркивать из списка своих почетных граждан Готвальда и Сталина. "Я бы назвал такое решение неудачным", - говорит мэр Юрай Тома. Чтобы не оскорбить потенциальных почетных граждан, город, известный своим пивом, пошел на хитрость: у него больше не будет новых почетных граждан, а люди с особыми заслугами будут поощряться иным образом.
Массовые переименования улиц и площадей
Однако подобная осторожность в обращении с историей, безусловно, не характерна для страны в целом. Вскоре после "бархатной революции" в Праге последовал целый ряд переименований улиц и площадей. Их жертвами пали бывшие коммунистические князьки, а также Маркс, Энгельс, Ленин и президент ГДР Вильгельм Пик. Пражан это не тронуло. Левые возмутились лишь однажды - когда тогдашний студент художественного института Давид Черный в пражском районе Смихов выкрасил ночью советский танк в розовый цвет. Этот танк был первым, вошедшим в 1945 году в Прагу. Однако возмущение акцией в духе Швейка быстро улеглось. Сегодня танк выставлен в военном музее, а чешские художники считают Черного своей иконой.