Сожжение Корана американским священником в штате Флорида стало причиной гибели более 20 человек, спровоцировав вспышку насилия в Афганистане и других странах, пишет Хаснаин Казим на сайте журнала Der Spiegel.
Российский руководитель миссии ООН в городе Мазари-Шариф на севере Афганистана спас себе жизнь благодаря своей находчивости. Когда возмущенная толпа ворвалась в здание миссии, его спросили, мусульманин ли он. Он солгал, ответив утвердительно, и вовремя вспомнил слова мусульманского символа веры: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Магомет пророк его".
После этого "нападавшие всего лишь избили его", пишет автор. "Троих его коллег, норвежку, шведа и румына, они убили".
Это нападение и другие акты насилия явились реакцией на сожжение Корана американским проповедником Терри Джонсом 20 марта в Гейнсвилле. Вместе с другим проповедником Уэйном Зэппом он инсценировал трибунал, на котором выступил в роли судьи, приговорив Коран к "смерти". Зэпп, сыграв палача, облил книгу керосином и поджег. При этом присутствовало около 30 верующих.
"Сегодня Джонс жалуется на то, что членам его общины угрожают, - сообщается в статье. - Он же, в свою очередь, утверждает, что последние бесчинства в Афганистане подтверждают насильственный характер ислама как религии. Он потребовал возмездия за убийство сотрудников ООН".
На данный момент количество жертв в Афганистане составляет не меньше 20: 11 человек погибли при нападении на миссию ООН в Мазари-Шарифе, еще девять - во время эксцессов в Кандагаре на юге страны. Волна протестов прокатилась также по Пакистану.
Джонс заявляет, что не чувствует себя ответственным за эти смерти. "Мы не призывали к насилию и убийствам, мы лишь сожгли книгу", - говорит он.
Президент США Обама четко выразился по этому поводу, подчеркивает автор. Осквернение священного текста, "в том числе Корана", является актом крайней нетерпимости и ханжества, заявил Обама. Но не менее постыдно в качестве реакции на это убивать невинных людей.
"Можно, конечно, поставить вопрос, что хуже: убивать людей или жечь книгу, пусть даже священную, - говорится в статье. - Ответ на него цивилизованному человеку, будь то христианин или мусульманин, представляется ясным. Но этот вопрос праздный, поскольку не вскрывает причину этого зла, а именно тот факт, что люди, это совершающие, радикалы-христиане или радикалы-мусульмане, претендуют на право утверждать, что их религия несет абсолютную истину".
Такого рода конфликт не является "столкновением цивилизаций" или "борьбой между различными культурами", а "столкновением ослепленных", подчеркивается в статье.
"Подобное еще могло функционировать, когда люди, представлявшие разные вероисповедания, жили на большом расстоянии друг от друга, - заключает автор. - Но сегодня, когда за один день можно добраться от одного края Земли до другого и когда ее населяют люди различных культур, упорствовать в подобном было бы абсолютной ошибкой".