Пока в марте 2008 года американские агенты под видом бойцов Колумбийской революционной армии (FARC) не расставили ловушку Виктору Буту, он олицетворял собой одну из артерий системы международной контрабанды оружия, снабжающей режимы-изгои, герильи, террористические группировки и преступные банды вооружениями и боеприпасами, пишет El País. В четверг суд США приговорил Бута к 25 годам тюремного заключения. "Его дело - страшное напоминание о человеческих жизнях, которыми пришлось заплатить за контрабанду оружия и недостаточные усилия, прилагаемые государствами для ее прекращения", - считает корреспондент Андреа Рицци.
Гражданин РФ Виктор Анатольевич Бут начал свои крупномасштабные международные операции в середине 1990-х, ворвавшись на африканский рынок. По словам Кати Линн Остин, работавшей тогда в группе экспертов ООН по Руанде и Демократической республике Конго и долгие годы следившей за передвижениями Бута, он "был очень конкурентоспособен, потому что имел доступ к заброшенным арсеналам бывшего СССР, огромному количеству неиспользуемых самолетов и отчаянно искавших работу пилотов; у него было все и очень дешево".
Бут создал сеть компаний, которые работали с разными базами и использовали десятки самолетов одновременно, продолжает издание. Часть его деятельности носила законный характер, но эксперты ООН и власти некоторых стран считают, что он занимался и нелегальными поставками оружия, подпитывавшего кровавые конфликты в ряде стран. Бут эти обвинения отвергает: он признает, что перевозил оружие, но заявляет, что не совершал преступлений и стал жертвой судебного фарса.
"С момента его поимки Москва поддерживала Бута, у которого, несомненно, есть контакты в высших эшелонах российской власти, продолжает автор статьи. Тем не менее его операции, похоже, не подчинялись какому-то одному политическому покровителю. "У него не было идеологии. Его деятельность являлась исключительно деловой", - констатирует аналитик центра Chatham House Алекс Вайнс, работавший на ООН в Африке. Бут не только вооружал обе стороны одного конфликта, но и работал на Пентагон, транспортируя грузы для американских войск в Ираке. По мнению Вайнса, в то время "одна часть американской администрации хотела применить санкции к Буту, тогда как другая хотела использовать его, потому что кампании в Афганистане и Ираке превысили предел возможностей воздушного транспорта", цитирует газета. Остин, в свою очередь, полагает, что Буту удавалось долго работать в таком режиме потому, что он был полезен для властей.
"В любом случае, история Бута выявила существование опасной серой зоны, в которой оперируют контрабандисты. Отсутствие эффективного международного законодательства в этой сфере облегчает поставки нелегальным покупателям", - пишет газета.
"Исторически по разным причинам имело место сопротивление развитию международного юридически обязывающего контроля над торговлей оружием, - признает аналитик организации Small Arms Survey Сара Паркер. - Эта индустрия очень прибыльна, однако государства могут опасаться перспективы утратить суверенитет над торговлей оружием. Есть определенное сопротивление со стороны стран-импортеров, которые боятся, что международные нормы могут угрожать их праву на вооружение для самозащиты". Более открытая позиция администрации Обамы стала импульсом для переговоров о контроле над торговлей оружием, но и теперь эксперты сомневаются, что к июлю, когда в Нью-Йорке состоится итоговый саммит, удастся выработать жесткое соглашение, пишет газета.