В России всегда боялись исламского терроризма, но "в последнее время угроза существенно изменилась: если теракты прошлых лет, как правило, вели в Чечню или соседние кавказские республики, где исламисты и черные вдовы мстили за кровавые войны России в Чечне, то Джалилов, выходец из Киргизии узбекского происхождения, предположительно устроивший теракт в метро Санкт-Петербурга, по сообщениям российских СМИ, не считался радикальным исламистом", пишет Франк Нингуйзен на страницах швейцарской газеты Tagesanzeiger.
Более того, когда в понедельник весь мир следил за ситуацией в Санкт-Петербурге, на юге страны экстремисты из Астрахани и Дагестана расстреляли двух российских полицейских. Прошлым летом во время спецоперации силовики уничтожили в Санкт-Петербурге четырех участников исламистской группировки. Также недавно в Москве двое чеченцев напали с топорами на полицейских - они хотели отомстить за военную операцию России в Сирии. Ответственность за тот теракт взяла на себя группировка "Исламское государство"*. Впоследствии она заявила, что рассматривает Россию в качестве зоны боевых действий.
Всего, по оценкам российских властей, в конфликте на Ближнем Востоке воюют от 4 до 8 тыс. российских граждан. По информации генерального секретаря ОДКБ, суммарное число экстремистов из стран договора, в том числе Таджикистана, Киргизии и Казахстана, составляет 10 тыс. человек. Все это - проблема для российских спецслужб, так как граждане этих стран могут ездить в Россию без виз.
"Между тем туры на джихад - в Ирак или Сирию и обратно - есть не только в Бельгии, Лондоне или Германии, но и между Ближним Востоком и Россией со Средней Азией. Тем более что русский язык является чем-то вроде Lingua franca (язык межэтнического общения. - Прим. ред.) на ближневосточных полях сражений, где часто командуют чеченские и дагестанские экстремисты", - продолжает автор. Журналист напоминает, что в прошлом кавказские экстремисты годами вели собственную войну за создание Кавказского эмирата, но два года назад многие полевые командиры приняли идеологию ИГИЛ* и поклялись в верности его лидеру Абу Бакру аль-Багдади.
Помимо этого, джихадистов из России и Средней Азии тянет в Турцию: именно чеченец считается главным организатором теракта в аэропорту Стамбула, а узбек подозревается в теракте в ночном клубе Reina. "Но опасность поджидает и в самой России, - подчеркивает Нингуйзен. - Российское общество потряс случай студентки факультета философии МГУ Варвары Карауловой, которая отправилась к исламистам, вероятнее всего, после интернет-романа со сторонником ИГИЛ*".
"Радикализации подвержены и многие обитатели мегаполисов вроде Москвы и Санкт-Петербурга, прежде всего - армия гастарбайтеров из стран Средней Азии. Тяжелые условия труда, низкая зарплата, скученность в местах проживания - все это благодатная почва для радикализации молодых мусульман в России", - заключает журналист.
*"Исламское государство" (ИГИЛ) - террористическая группировка, запрещенная в РФ.