Ядерная программа Ирана становится все более важным вопросом в борьбе за пост премьер-министра Израиля, хотя настоящая битва началась только на прошлой неделе.
Вопрос становится все более политизированным по мере приближения "праймериз" в Израиле, способствуя созданию условий для дальнейшего нагнетания обстановки на мировых нефтяных рынках и разжигания конфликтов в регионе. Кампания в Израиле набирает обороты, в том время как США пытаются понизить тревожность по поводу Ирана и сосредоточиться на дипломатии.
Два основных кандидата на место премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, который заявил о своей предстоящей отставке на прошлой неделе под давлением обвинений в коррупции, уже делают громкие и резкие заявления по иранскому вопросу. Получение голосов избирателей в Израиле тесно связано с приверженностью жесткой линии в области безопасности.
"Праймериз" партии "Кадима" назначены на 17 сентября. Победитель должен будет сформировать правящую коалицию, но в случае неудачи этой попытки последуют всеобщие выборы.
Основной претендент от партии "Кадима", придерживающийся наиболее жестких взглядов - это министр транспорта Шауль Мофаз. Некоторые аналитики нефтяного сектора обвиняют его в том, что своими постоянными заявлениями о возможном военном ударе по ядерной программе Ирана он взвинчивает цены на сырую нефть.
Кандидат с более умеренными взглядами, Ципи Ливни, которая ныне является министром иностранных дел Израиля, также настроена довольно решительно. Она набрала свою политическую команду из рядов сторонников бывшего премьер-министра Ариэля Шарона - человека, символизировавшего железный кулак власти в большей степени, чем любой другой лидер Израиля последних лет.
В общем, трейдеры и мировые лидеры, беспокойно следящие за страстными выступлениями израильских политиков по вопросу Ирана, должны "быть готовы к большему" в ближайшие шесть недель, утверждает Реувен Хазан, профессор политологии Еврейского университета и один из ведущих израильских аналитиков.
"Если Мофаз победит, так это благодаря поддержке рядовых избирателей партии "Кадима" - а не спекулянтов с нефтяного рынка и владельцев акций нефтяных компаний, - отметил Хазан. - Это не его поле деятельности".
Мофаз, выходец из сферы обороны и безопасности, продолжит напирать на возможную угрозу со стороны Ирана, используя этот вопрос в собственных интересах в борьбе за голоса израильских избирателей, утверждает Хазан.
Ядерная программа Ирана - "это чудовище", на которое Мофаз будет "постоянно показывать пальцем", отметил Хазан.
Мофаз, который родился в арабско-еврейском поселении в Иране, а затем переехал с родителями в Израиль в 1958 году, неофициально развернул свою кампанию еще до того, как стало известно о предстоящей отставке Ольмерта.
В длинном интервью, опубликованном в газете на иврите 6 июня, Мофаз заявил, что, если Иран "не отступит от своих планов по разработке ядерного оружия, мы нанесем удар... Возможность остановить иранскую ядерную программу, не нападая на Иран, не просматривается".
В тот же день цены на нефть достигли самого высокого показателя в истории, подскочив почти на 11 долларов за баррель. Аналитики связывали это в основном с ослаблением доллара и опасениями по поводу надежности мировых поставок нефти, но некоторые кивали на Мофаза.
Около четверти мировых объемов поставок сырой нефти проходит через Ормузский пролив у берегов Ирана. В случае нападения на Иран Тегеран может перекрыть этот морской путь.
В пятницу, во время форума в Вашингтоне, Мофаз дважды сказал, рассуждая о ядерной программе Ирана, что Израиль "не допустит второго Холокоста". По его словам, он стремится к миру, но дипломатические возможности ограничены и пространство для действий против Ирана быстро исчезает.
В воскресенье в своем местном предвыборном выступлении Мофаз сослался на Иран, отклонив призыв к новым всеобщим выборам. По сообщению его помощника и израильских СМИ, он сказал: "Израилю сейчас не нужны всеобщие выборы, в свете угрозы жизни, с которой мы столкнулись".
Иран утверждает, что его ядерная программа предназначена для гражданских целей.
Ливни в интервью CNN в воскресенье отклонила выдвинутое на прошлой неделе предложение о начале действий против Ирана в срок 15-36 месяцев. Она сказала: "Думаю, время имеет еще большее значение. Пока мы рассуждаем, Иран продолжает действовать".
Она также заявила в ответ на высказанные американскими оборонными представителями опасения о возможных нежелательных последствиях удара по Ирану: "Выбор на Ближнем востоке - это выбор меж двух зол".
Авраам Дискин, другой израильский аналитик и бывший руководитель кафедры политологии Еврейского университета, заявил, что Иран "сегодня является самым важным политическим вопросом для Израиля". Израильский политик "должен демонстрировать мускулы, даже если их нет", добавил он.